воскресенье, 10 февраля 2019 г.

Карточка №717 «Фрэнсис Эптон и лампочка Эдисона»

ИСТОЧНИК:
*Лапиров-Скобло М. Я. Эдисон. – М.: Молодая гвардия, 1960. – С. 119-120.

СИТУАЦИЯ:
Томас Алва Эдисон, день рождения которого пришелся на 11 февраля 1847 года, был не только талантливым новатором, но и воспитателем изобретателей. Он старался при любом удобном случае привить своим сотрудникам навыки простого решения сложных задач.

В конце 70-х годов XIX века к нему на работу поступил Фрэнсис Эптон. Он окончил престижный Принстонский колледж и некоторое время обучался в Германии у самого Гельмгольца. Эдисон нуждался в сотруднике с такой великолепной теоретической подготовкой. Он сразу усадил Эптона за расчеты и чертежи.

Однажды Эдисон вручил Эптону колбу электрической лампочки и поручил вычислить её объем. Фрэнсис немедленно засел за чертежи и расчеты. Однако Эдисон его остановил и мгновенно преподал очередной урок. Что он предложил сотруднику?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Расчеты должны быть сделаны, чтобы вычислить объем колбы, и расчетов быть не должно, чтобы сохранить идеальность измерительной системы.

РЕШЕНИЕ:
Эдисон взял колбу лампы, налил в нее воду и спокойно сказал: «А теперь возьмите мензурку и измерьте ею количество этой воды…».

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «посредника»:
а) использовать промежуточный объект, переносящий или передающий действие
б) на время присоединить к объекту другой (легкоудалимый) объект

КОММЕНТАРИЙ:
В учебных заведениях нас учат уверенно использовать формулы. Однако для практического решения задач, возникающих в сфере изобретательства, гораздо важнее умение владеть навыками необычного применения свойств самых обычных предметов.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в быту
Задача на измерение