воскресенье, 23 декабря 2012 г.

Карточка №397 «Закон и вера: кто кого?»

ИСТОЧНИК:

СИТУАЦИЯ:
Зороастризм – религия, возникшая более трех тысяч лет назад и получившая широкое распространение в Средней Азии, Иране, Афганистане, странах Ближнего Востока. Родиной зороастризма считается Персия (современный Иран). Могущество и власть этой державы обеспечили зороастризму многовековое процветание и престиж.

Однако с началом арабской экспансии VII-X веков начался закат этой религии и уменьшение ее влияния. Мусульмане отрицательно относились к верховному божеству зороастрийцев, Ахура-Мазде, и всеми силами пытались насадить в Персии свою религию. Но насильственные методы, как показывает история, не всегда эффективны в решении социальных задач. Как же заставить приверженцев зороастризма в массовом порядке отказаться от своей религии и стать мусульманами?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Запрет на зороастризм должен быть, чтобы заменить его мусульманской верой, и такого запрета быть не должно, потому что административные методы здесь неэффективны.

РЕШЕНИЕ:
Мусульманские правители не стали подвергать персидских зороастрийцев гонениям. Просто после мусульманского завоевания было принято два закона. Первый из них гласил, что зороастриец не может владеть рабом-мусульманином. Поэтому раб, если он принял мусульманство, становился свободным. При этом мусульманину разрешалось владеть рабом-мусульманином. Второй закон устанавливал права наследования: если один из сыновей зороастрийца был мусульманином, он наследовал все состояние отца.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип вынесения:
а) отделить от объекта «мешающую» часть (свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть или свойство

КОММЕНТАРИЙ:
Естественно, такие чисто экономические меры создавали у множества приверженцев зороастризма из самых разных социальных групп сильный мотив расстаться со своими прежними религиозными взглядами и перейти в мусульманскую веру. Стало выгодно быть мусульманином и невыгодно оставаться зороастрийцем. Искусственно сконструированный сдвиг во внутренней мотивации всегда эффективнее прямого принуждения.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в социальных системах