суббота, 30 апреля 2011 г.

Карточка №302 «Идёт-гудёт зелёный шум»

ИСТОЧНИК:
Шанс на приключение. – Петрозаводск: Карелия. -  1991.*
*Химия и жизнь. - 1982. - №8. - с.95

СИТУАЦИЯ:
Существует множество способов защиты денежных купюр от подделки: водяные знаки, защитная полоса, специальные красители… В основном эти способы ориентированы на зрительный анализатор. Можно ли предложить иные способы распознавания подлинности банкнот, в которых задействованы другие органы чувств?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Защитные знаки на купюре должны быть, чтобы удостовериться в ее подлинности, и таких знаков быть не должно, чтобы сохранить идеальность системы.

РЕШЕНИЕ:
По одному из изобретений подлинность денежных банкнот предложено определять по спектру шума, издаваемого специальной «денежной» бумагой.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Закон согласования ритмики частей системы

КОММЕНТАРИЙ:
Действительно, качество бумаги – один из тех параметров купюр, который злоумышленникам сложнее всего подделать. Впрочем, известен способ подделки долларовых банкнот, при котором на купюрах низкого достоинства - скажем, в 1 доллар - смывается изображение и наносятся реквизиты, допустим, стодолларовой купюры. С технической стороны ничего невозможного тут нет – долларовые бумажки разного достоинства одинаковы по размерам. И хрустеть та "зелень" будет как надо - заслушаешься…

КАТЕГОРИЯ:
Задача на обнаружение (по терминологии ТРИЗ)


пятница, 29 апреля 2011 г.

Карточка №301 «Отдача замучила?»

ИСТОЧНИК:
Личная картотека автора блога

СИТУАЦИЯ:
При ходьбе или гонках на лыжах классическим стилем спортсмену нередко приходится сталкиваться с проблемой так называемой «отдачи»: в момент отталкивания ногой возможно проскальзывание лыжи назад. Традиционно эта неприятность решается так: под «колодку», то есть на скользящую поверхность лыжи под стопой, накладывается один или несколько слоев более «теплой» мази (обычно предназначенной для улучшения скольжения при более высокой температуре). Но и этот прием не всегда устраняет «отдачу». Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Поверхность лыжи должна быть скользкой для лучшего скольжения, и не должна быть скользкой для устранения проскальзывания при отталкивании ногой.

РЕШЕНИЕ:
В начале 80-х годов прошлого века мне в руки попали лыжи итальянского производства. Часть пространства под «колодкой» этих лыж – та, что соприкасается при отталкивании с поверхностью снега – конструктивно выполнена рифленой, подобно знакомой многим стиральной доске. Лыжи жесткие, с  прогибом, поэтому при скольжении вперед рифленая часть со снегом не соприкасается. Но как только лыжник начинает отталкиваться ногой, «стиральная доска» вгрызается в снег и препятствует проскальзыванию лыжи назад.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип местного качества
Принцип «посредника»

КОММЕНТАРИЙ:
Разумеется, при движении свободным («коньковым») ходом такие лыжи неприменимы. Впрочем, в те давние времена до изобретения Гунде Свана, взорвавшего спортивный мир применением техники конькового передвижения, оставалось еще несколько лет.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в спорте


четверг, 28 апреля 2011 г.

Карточка №300 «Крестики-нолики по-собачьи»

ИСТОЧНИК:

СИТУАЦИЯ:
Бравый солдат, заручившийся волшебной поддержкой сказочных собак, послал одну из них во дворец за прекрасной принцессой. Чудо как хороша принцесса, не утерпел солдат, поцеловал ее - недаром он был молодчина-солдат.

Отнесла собака принцессу обратно, а как наступило утро и стали король с королевой чай разливать, рассказала принцесса, какой ей был нынче удивительный сон. Будто ехала она верхом на собаке, а солдат поцеловал ее. На следующую ночь к постели принцессы приставили старуху фрейлину, наказали ей разузнать, было ли то в сон или въявь.

И вот ночью явилась собака, схватила принцессу и бросилась с ней со всех ног, а старуха фрейлина вдогонку. Как увидела фрейлина, что собака скрылась с принцессой в большом доме, подумала: “Ну, теперь-то я знаю, где и что!” - и поставила мелом большой крест на воротах. А потом отправилась домой спать.

Когда собака снова вышла от солдата с принцессой, она тут же заприметила крест и смекнула, в чем дело. Надо спасать солдата от неминуемого королевского гнева. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Крест на двери должен быть, поскольку фрейлина его уже поставила, и креста быть не должно, чтобы дом солдата нельзя было обнаружить.

РЕШЕНИЕ:
Не долго думая, находчивая собака взяла кусок мела и понаставила крестов на всех воротах в городе, и ловко сделала: теперь уж фрейлине никак не найти ворота дома, где живет солдат, раз на всех остальных тоже кресты…

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «обратить вред в пользу»
в) усилить вредный фактор до такой степени, чтобы он перестал быть вредным

КОММЕНТАРИЙ:
В точности такой же прием использовала Марджана, служанка Али-Бабы, чтобы сбить с толку злодеев, задумавших наказать героя сказки за то, что тот присвоил их золотой запас («Али-Баба и сорок разбойников», арабская народная сказка).

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ - детям
Задача на обнаружение (точнее, обратная задача, – на маскировку)


среда, 27 апреля 2011 г.

Карточка №299 «Ксанф, выпей море!»

ИСТОЧНИК:
Телевизионный спектакль «Эзоп» (СССР, 1981)

СИТУАЦИЯ:
Греческий философ Ксанф попал в затруднительную ситуацию. Накануне вечером в его дворце было пиршество. И он прилюдно заявил, что сможет выпить море. И даже поспорил об этом, поставив на кон все свое имущество. Утром настало время отвечать за свои слова. Друзья пришли к Ксанфу и, указав на собственноручно подписанное Ксанфом обязательство, потребовали: «Ксанф, выпей море!» Либо философ выполнит свое обещание, либо по закону потеряет все свое имущество. Как быть Ксанфу?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Обязательство должно быть выполнено, чтобы не вступить в конфликт с законом, и не должно  быть выполнено, чтобы сохранить имущество.

РЕШЕНИЕ:
У Ксанфа был мудрый раб Эзоп, который согласился спасти своего хозяина в награду за свободу. Вот что он посоветовал сказать: «Хорошо. Я выпью море… Только лишнюю воду я пить не буду. Вы сначала оградите это море от рек и ручьев, которые в него впадают…»

Действительно, формально, чтобы выпить только море, следует очистить его воды от других вод, не имеющих «морской» природы. Налицо вредный фактор, с которым надо бороться. Не лучше ли обратить вред в пользу, поставив оппонентам столь же невыполнимое условие?..

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «обратить вред в пользу»

КОММЕНТАРИЙ:
…Ксанф не освободил Эзопа от рабства, но это уже другая история.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в юриспруденции


вторник, 26 апреля 2011 г.

Карточка №298 «Колокол Чернобыля»

ИСТОЧНИК:
Личная картотека автора блога

СИТУАЦИЯ:
При создании памятника жертвам Чернобыльской трагедии перед его автором стояла нелегкая задача. Замысел заключался в том, чтобы скульптурно изобразить колокол, символично отражающий памятный звон о погибших в трагедии, неизгладимым шрамом прошедшей через судьбы множества людей. Если выполнить колокол в виде выпуклого барельефа, то потребуется выбирать из каменной плиты слишком много материала. Сделать памятник плоским, просто нарисовав контуры колокола? Не слишком выразительно. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Изображение колокола должно быть объемным, чтобы быть выразительным, и не должно быть объемным, потому что это потребует очень больших трудовых затрат.

РЕШЕНИЕ:
В Петрозаводске, в сквере возле собора Александра Невского, находится памятник «Колокол Чернобыля». На плоской каменной плите выбито углубление в виде колокола, так что создается впечатление, будто бы он был наполовину вдавлен в камень взрывом. Такой прием известен как контррельеф – это вид углубленного рельефа, представляющий собою «негатив» объемного изображения.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «сделать наоборот»

КОММЕНТАРИЙ:
Сегодня исполняется 25 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС. Колокол Чернобыля звучит в наших сердцах…

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в художественных системах



понедельник, 25 апреля 2011 г.

Карточка №297 «Долг платежом зелен»

ИСТОЧНИК:
Суворов В., «Выбор»

СИТУАЦИЯ:
Конец 30-х годов прошлого века. Товарищ Сталин вынашивает грандиозные замыслы по распространению Мировой революции на страны Западной Европы. Насте Стрелецкой по прозвищу «Жар-птица» уготована роль будущей королевы Испании, ни больше, ни меньше. Внедрение Жар-птицы во враждебную среду проходит через остров Мальорка, где Настя оказалась без денег и документов. А деньги для инфильтрации ой как нужны, и деньги немалые.

При помощи новых друзей из числа бывших белогвардейцев Настя берет в оборот одного из должников банка «Балерика», которому она оказывает услуги по выбиванию безнадежных долгов. После проведения акции устрашения сеньор Хуан Червеза согласился расстаться со своими деньгами и погасить долг. Да вот незадача: вид у сеньора после общения с Настиной командой «не товарный», от воплей сосуды на лице полопались, да и сам он какой-то пришибленный.

Приди он с таким лицом в банк, чтобы снять со счета два чемодана денег, да еще и в сопровождении лихих «охранников», – сразу у банковских служащих вопрос возникнет: а по своей ли воле Вы, сеньор Хуан, сюда явились, не пахнет ли здесь криминалом и не пора ли звать полицию?.. Чек выписать? Но и при обналичивании чека вопрос может возникнуть: почему богатый человек сеньор Червеза платит какой-то оборванке огромные деньги? Как же Насте получить деньги с должника без лишних проблем?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Законное основание для получения с сеньора денег должно быть, чтобы не вызвать подозрений, и такого основания быть не должно, потому что его не имеется.

РЕШЕНИЕ:
      «…- Сеньору Хуану Червеза мы продадим произведение искусства. Продадим публично. Продадим на аукционе. На виду всего Парижа.
         - А неплохо придумано.
         - Понимаете? Мы продали - он купил. Никакого криминала. После того мы предъявляем чек в банке: отдайте наши денежки!
        - Он должен присутствовать на аукционе?
         - В том-то и дело: не должен. Богатые люди скупают шедевры через подставных лиц.
         - А цена?
         - Мы посадим в зал наших людей, они вздуют цену до той именно суммы, которую нам следует с сеньора содрать.
        - Все хорошо. Задержка за самой мелочью: где мы возьмем тот шедевр, который можно продать за миллионы франков?
         На это Настя улыбнулась таким счастьем, словно в глазах ее северное сияние полыхнуло:
         - За шедевром дело не станет. Шедевр я сотворю…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «посредника»

КОММЕНТАРИЙ:
Так появился шедевр. Русский суперавангард. Картина Анастасии Стрелецкой "Вторая мировая война"... По серому холсту - две красные полосы. Одна над другой. А поперек, перечеркивая их, две черные. Концептуальный шедевр ушел с аукциона за 25 миллионов франков.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в разведке
ТРИЗ в бизнесе


воскресенье, 24 апреля 2011 г.

Карточка №296 «Трон императора и Христос»

ИСТОЧНИК:
Мурашковский Ю. Биография искусств. Часть 1. – Петрозаводск: Скандинавия, 2007.*
*Бродский Б. Связь времен. – М.: Дет. лит., 1974. – С.95-96

СИТУАЦИЯ:
Византией правил император. Власть его была огромной. Как и положено, он восседал на троне. Но Византия была не просто империей, а империей христианской. Высшим ее правителем считался сам Иисус Христос. По идее, именно он должен был бы восседать на троне. Но куда же тогда деваться императору? Ведь его власть не меньше, он богоравный. Что же делать в случаях, когда император должен предстать перед людьми, сидя на троне («в официальной обстановке»)?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Христос должен восседать на троне, потому что считается высшим правителем империи, и не должен восседать на троне – по понятным причинам.

РЕШЕНИЕ:
Трон делался двухместным: на одной половине восседал император, на другой – Иисус Христос. Но реально Христа на троне быть не могло. Поэтому на подушку клали большой крест.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип частичного или избыточного действия
Стандарт 3.1.1. (переход к бисистеме)

КОММЕНТАРИЙ:
Сегодня Светлое Христово Воскресение. Всех, кому это событие небезразлично, поздравляю с Пасхой.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в художественных системах



Византия. Трон императора Максимилиана. VI век.