воскресенье, 25 ноября 2012 г.

Карточка №393 «А зори здесь тихие»

ИСТОЧНИК:
Х/ф «А зори здесь тихие» (СССР, 1972)

СИТУАЦИЯ:
Отряд из пяти девушек-зенитчиц, возглавляемый старшиной Васковым, получил боевое задание – обезвредить двоих немецких диверсантов, скрытно пробирающихся вглубь нашей территории. Группа выдвинулась в место, через которое должен проходить маршрут врага, и заняла позицию для наблюдения у каменной гряды, окруженной двумя озерами.

Васков с девушками внимательно наблюдает за местом предполагаемого появления вражеских лазутчиков. После длительного ожидания на противоположном берегу озера шевельнулась ветка, из кустов появился один диверсант, за ним второй… Третий, четвертый, пятый…

Старшина и девушки шепотом подсчитывают количество немецких солдат, неторопливой цепью крадущихся вдоль берега. Шестнадцать. Нам ясно, что силы явно неравны, шансов на успех в вооруженном столкновении у нашего отряда практически нет. И здесь режиссеру фильма необходимо было подчеркнуть трагизм момента, сделать более осязаемой неминуемую развязку сюжета. Как это сделать?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Счет в кадре должен отражать число вражеских диверсантов, и счет в кадре должен отражать трагичность ситуации.

РЕШЕНИЕ:
«Шестнадцать…» - сдавленным шепотом произносит девушка-зенитчица. Неожиданно картина меняется, режиссер переносит зрителя в наши дни. Группа молодых туристов разбивает палатку на берегу того самого озера. Мы слышим голос кукушки. Молоденькая девушка в яркой куртке безмятежно спрашивает, обратившись лицом к лесу: «Кукушка-кукушка, сколько мне жить?». И медленно считает вслух выкрики птицы  в полном созвучии с предшествующим подсчетом диверсантов.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «посредника»:
а) использовать промежуточный объект, переносящий или передающий действие

КОММЕНТАРИЙ:
Еще один прием, использованный режиссером Станиславом Ростоцким: разделение частей фильма по степени реалистичности и цветовой гамме. Например, сцены, относящиеся к войне, сняты в подчеркнуто реалистическом черно-белом исполнении, а кадры, где изображены современность и воспоминания героев – в цвете.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в художественных системах