воскресенье, 6 августа 2017 г.

Карточка №638 «Дудочка и кувшинчик»

ИСТОЧНИК:
*Мультфильм «Дудочка и кувшинчик» (СССР, 1950)

СИТУАЦИЯ:
Погожим летним днем трое ребятишек отправились в лес по ягоды. Оказалось, однако, что сбор земляники – очень нелегкий труд. Маленькой Жене такая работа не по душе: ягоды трудно найти, они прячутся под листьями и в зарослях травы...

И тут неожиданно появляется старик-боровик, покровитель ягод и грибов, и вручает девчушке волшебную дудочку. Дудка-самогудка играла, трава при этом раскрывалась, ягоды становились хорошо заметны. Вот только в обмен на чудесную дудочку старичок потребовал у Жени кувшинчик, в который та собирала землянику. Сделка состоялась. Счастливая девочка бросилась рвать ягоды, но не тут-то было... Проблема в том, что для сбора земляники нужны дудочка и кувшинчик одновременно. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Техническое противоречие-1: Если оставить у себя кувшинчик, то в него можно собирать землянику, но тогда не получишь дудочку, без которой трудно увидеть ягоды.

Техническое противоречие-2: Если обменять кувшинчик на дудочку, ягоды станут хорошо видны, но собирать их не во что, ведь кувшинчик теперь у волшебника.

Необходимо при минимальных изменениях в системе обеспечить быстрый, удобный и эффективный сбор земляники, включая доставку урожая домой.

Можно сформулировать и подобие физического противоречия, привязав его к инструменту: «Кувшинчик должен быть, чтобы было куда собирать ягоды, и кувшинчика быть не должно, потому что девочка обменяла его на дудочку».

РЕШЕНИЕ:
В этом культовом советском мультфильме маленькая Женя пришла, казалось бы, к единственно верному решению: собирать ягоды нужно без волшебной дудки, дедовским способом, раздвигая траву руками. Мораль вполне в духе того времени: не нужно уповать на чудеса и продвинутые технологии, блага природы человек может получить только кропотливым и утомительным трудом в поте лица.

Решение, к которому пришла девочка Женя, с точки зрения ТРИЗ решением не является. Противоречие не устранено. Возможности уникальной волшебной технической системы «дудочка плюс кувшинчик» остались неиспользованными. Как же на самом деле следует решать эту задачу? Не скажу, поскольку единственно правильного и однозначного ответа не знаю. Да и зачем лишать читателя удовольствия самому отыскать решение?

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Типовые приемы устранения технических противоречий

КОММЕНТАРИЙ:
Эту сказку можно с успехом использовать при обучении детей творчеству. Хотя бы для того, чтобы научить их видеть противоречия, свойственные проблемной ситуации. Без сомнения, даже ребятишки, овладевшие основами теории изобретательства, без труда смогут набросать несколько вариантов решения, от которых не слишком трудолюбивая девочка Женя пришла бы в восторг.

Кто-то непременно скажет: какой прок от решения этой сказочной задачи? Ведь волшебных «дудочных» технологий в реальной жизни всё равно не бывает. А вот изобретатели думают иначе. Инженерам одной из японских компаний удалось создать робота, умеющего находить спелую клубнику и срезать ее в емкость. Автомат ловко передвигается между грядками на плантациях клубники, определяет степень зрелости ягоды и в зависимости от результата срезает ее в корзину. Темп работы устройства – одна ягода за 8 секунд. Такой помощник ничем не хуже волшебной дудочки. Даже лучше, поскольку почти полностью устраняет утомительный труд, оставляя за человеком лишь контрольные функции.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ – детям
Развитие творческого воображения