воскресенье, 23 сентября 2018 г.

Карточка №697 «Разрывая стереотипы»

ИСТОЧНИК:
Личная картотека автора блога

СИТУАЦИЯ:
Способность убеждать – очень ценное качество, которое дает возможность влиять на поведение других людей, помогает руководить коллективом, эффективно продавать, решать житейские задачи. Но далеко не каждый от природы наделен умением быть убедительным. Ко всему прочему, многие люди обладают достаточным упрямством и критичностью мышления, не поддаются на доводы и инстинктивно противятся самой сильной логике. Можно ли использовать какие-то психологические приемы, которые помогут нам быть более убедительными или хотя бы снизить у партнера по общению степень критического отношения к нашим словам?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Убедительный аргумент должен быть, чтобы достичь цели общения, и такого аргумента быть не должно, поскольку партнер по общению критически настроен по отношению к вашим высказываниям.

РЕШЕНИЕ:
В психологии общения существует прием «ломка стереотипа». Иногда его называют «разрывом шаблона». Каждый из нас склонен совершать определенные ритуалы общения, над содержанием которых мы не задумываемся. Примером может служить дежурная реплика при встрече: «Как дела?». Ответом обычно является нейтральное сообщение: «Спасибо, хорошо» или «Нормально». Другой пример, характерный для мужского общения, – рукопожатие при встрече.

При совершении подобных действий человек неосознанно ожидает определенной реакции на свои слова или действия. Это и называется поведенческим шаблоном. Если ритуал соблюдается обеими сторонами, все в порядке. Но стоит вам сломать привычный стереотип поведения и разорвать шаблон, ваш партнер окажется в замешательстве, не понимая, что происходит. В этот короткий момент он теряет привычные ориентиры и без критики воспримет любую информацию, которая исходит от вас.

Если в ответ на предложенное рукопожатие вы протянете не правую, а левую руку, произойдет «разрыв шаблона». Собеседник немедленно впадет в замешательство. В первые секунды после ломки стереотипа вы можете сказать все, что угодно; например, обратиться к человеку с замысловатой просьбой. Ваши слова не встретят сопротивления. Бывают исключения из этого правила, но они очень редки. Только не забудьте затем разрядить ситуацию, улыбнуться и обратить всё в шутку. В противном случае с вами могут просто перестать впредь здороваться...

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «наоборот»:
а) вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществить обратное действие
*Психологический эффект («ломка стереотипа»)

КОММЕНТАРИЙ:
При посещении магазинов вам наверняка приходилось сталкиваться с продавцами-консультантами, которые доброжелательно-навязчиво предлагают свою помощь в выборе покупки. Попробуйте разорвать привычный шаблон, перехватите инициативу и первыми задайте подошедшему консультанту вопрос: «Вам что-нибудь подсказать?» или «Я могу Вам чем-нибудь помочь?». Результат вас наверняка позабавит. Совет: пока продавец усиленно будет пытаться восстановить свою картину мира, попросите его о скидке ;)

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в психологии