воскресенье, 18 декабря 2011 г.

Карточка №343 «Сиреневый туман»

ИСТОЧНИК:
Анекдот

СИТУАЦИЯ:
Покупатель обращается к продавцу магазина одежды:
- Покажите мне, пожалуйста, сиреневую мужскую рубашку.
- Сожалею, но у нас сейчас нет в наличии рубашек такого цвета, - отвечает тот.
- Как же нет? – настаивает покупатель. - Я только что видел ее на витрине магазина!
Продавец подходит и рассматривает витрину:
- Должно быть, вы ошиблись. Я не вижу на витрине сиреневой рубашки…

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Сиреневая рубашка должна быть на витрине, потому что ее видел покупатель, и ее не должно быть на витрине, поскольку ее не видит продавец.

РЕШЕНИЕ:
- Да вот же она, - покупатель указывает на рубашку, выставленную на витрине.
- Позвольте, но ведь эта рубашка не сиреневая, а белая! – возмущается продавец.
- А что, разве сирень белой не бывает?..

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип универсальности

КОММЕНТАРИЙ:
Наглядный пример того, как инерция мышления определяет наше восприятие окружающей действительности. Слова и термины, призванные помочь нам отделить одни свойства предметов от других свойств, нередко затуманивают эти самые свойства. Такой своеобразный «сиреневый туман» мешает нам воспринимать очевидное. 


Ладно уж, подсластим пилюлю шуточным тестом, который некоторые продвинутые жены используют, чтобы убедиться на расстоянии (например, по телефону) в трезвости своих супругов. Для решения такой «обнаружительной» задачки достаточно попросить человека быстро произнести вслух волшебное слово «сиреневенький». Не верите, что способ работает? Попробуйте при случае убедиться сами.

КАТЕГОРИЯ:
Психологическая инерция