воскресенье, 2 июля 2023 г.

Карточка №947 «Шторм не страшен»

ИСТОЧНИК:
*Альтшуллер Г.С., Селюцкий А.Б. Крылья для Икара: Как решать изобретательские задачи. – Петрозаводск: Карелия, 1980. – С. 116.
*Верн Ж. Пятнадцатилетний капитан. – М.: Московский рабочий, 1981. (электронная версия книги)
*Шигин В.В. Черноморский набат. – М.: Вече, 2015. (электронная версия книги)
*Материалы из сети интернет

СИТУАЦИЯ:
В июне 2009 г. четырехмачтовый барк «Крузенштерн» был вынужден сойти с дистанции на этапе океанской регаты самых крупных парусников мира. Причина – шквалистый ветер повредил снаряжение фок-мачты.

В июле 2017 г. три яхты не смогли продолжить гонку в соревнованиях по парусному спорту в Новосибирской области. Экстремальный ветер обломил верхушки двух мачт, третья была сломана под корень.

Ветер ломал мачты кораблей на протяжении всей истории судовождения. Борьба за живучесть судна хорошо описана в романе Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан». Дик Сэнд во время шторма даже приказал уменьшить площадь парусов, чтобы облегчить мачты: так они лучше переносят качку и противостоят разрушительным порывам ветра.

Причина поломки мачт парусных судов лежит на поверхности: сильный ветер изгибает ствол, который в силу своей жесткости не способен противостоять такой нагрузке. В результате древесина ломается как спичка. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Мачта должна быть жесткой, чтобы выполнять свою функцию (удерживать паруса и такелаж), и мачта должна быть гибкой, чтобы не обламываться во время сильных порывов ветра.

РЕШЕНИЕ:
Предложено сделать мачту судна динамичной (французский патент №2087026). Такая мачта крепится к корпусу, но сохраняет подвижность. В вертикальном положении мачта удерживается грузом, который крепится в нижней части мачты. При сильном порыве ветра судно не накреняется – меняет свое положение только мачта. Динамичность конструкции позволяет избежать поломки этой важной части судового оборудования.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип динамичности:
а) характеристики объекта (или внешней среды) должны меняться так, чтобы быть оптимальными на каждом этапе работы
в) если объект в целом неподвижен, сделать его подвижным, перемещающимся

КОММЕНТАРИЙ:
Осуществить такое изобретение вполне можно было и несколько сотен лет назад. Не исключено, что вся история великих географических открытий в этом случае могла бы выглядеть совсем по-другому. Никто, вероятно, не подсчитывал, сколько путешествий было прервано по причине поломки мачтового оборудования. Увы, даже современные суда в большинстве своем имеют мачты, выполненные по жесткой схеме. Такая мачта уверенно противостоять сильному шторму не может.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в морском деле