воскресенье, 28 июля 2019 г.

Карточка №741 «Владимир Высоцкий и лиловый негр»

ИСТОЧНИК:

СИТУАЦИЯ:
Не все знают, что во время съемок в фильме «Место встречи изменить нельзя» Владимир Высоцкий категорически отказался появляться на экране в милицейской форме. Для него одетый в форму милиционер сталинских времен был символом государственной машины, творившей беззаконие. Однако консультант фильма генерал-лейтенант милиции Никитин настаивал, чтобы главный герой картины хотя бы раз надел форму. От этого во многом зависела судьба фильма. Высоцкий также наотрез отказался петь в картине. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
*Жеглов должен появиться в фильме в форменной одежде, чтобы выполнить пожелание консультанта, и не должен появиться в форме, потому что актер отказывается ее надевать.
*Высоцкий должен спеть в кадре, потому что такова задумка режиссера, и не должен спеть, потому что дал слово.

РЕШЕНИЕ:
Выход из положения нашел режиссер Станислав Говорухин. Он придумал сцену, уговорив Высоцкого накинуть китель и присесть к роялю. В кадре Глеб Жеглов напевает несколько строк из композиции «Лиловый негр» Вертинского. Верный своему слову, Высоцкий перебивает напев своими репликами, с которыми обращается к Шарапову. И сразу же снимает форменный китель, в котором появился перед зрителями в первый и последний раз.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип частичного или избыточного действия:
а) если трудно получить 100% требуемого эффекта, надо получить «чуть меньше» или «чуть больше» - задача при этом может существенно упроститься

КОММЕНТАРИЙ:
В итоге Высоцкий появился в кадре в милицейской форме, но так ее толком и не надел. Он исполнил песню, так ее толком и не исполнив.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в художественных системах