воскресенье, 26 февраля 2023 г.

Карточка №929 «Кот, Лиса и Пиноккио»


ИСТОЧНИК:
*Коллоди К. Приключения Пиноккио. – М., 1959. – С. 46-47.

СИТУАЦИЯ:
В Главе XII сказки Карло Коллоди о деревянном человечке Пиноккио главный герой встречает на улице лису, хромую на одну ногу, и кота, слепого на оба глаза. (Нам, видимо, ближе образы Лисы Алисы и Кота Базилио из сказки А. Толстого об озорном Буратино).

Новые друзья Пиноккио отговаривают его идти в школу: по их признанию, «глупое учение» стоило им одной ноги и обоих глаз. В самом деле, положение у зверушек незавидное. Как жить, когда у тебя нет одной лапки? А без глаз и вовсе никуда. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
*У кота должны быть глаза, чтобы он мог без труда ориентироваться в обстановке, и не должно быть глаз, поскольку он слепой.
*У лисы должны быть две ноги, чтобы она могла без труда передвигаться, и не должно быть двух ног, потому что одну она потеряла.

РЕШЕНИЕ:
«…При ходьбе они помогали друг другу, как добрые товарищи. Слепой кот служил опорой для хромой лисы, а хромая лиса служила слепому коту поводырём…».

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип объединения:
а) соединить однородные или предназначенные для смежных операций объекты
*Системный переход 1-а: объединение однородных или неоднородных систем в надсистему

КОММЕНТАРИЙ:
Кота и лису объединяет род занятий: они нищенствуют, выпрашивая подачки у публики. А при случае не упускают возможности смошенничать. Поэтому им оказалось достаточно объединить свои ущербные возможности: в итоге получилась «боевая единица», способная не только зорко видеть, но и весьма быстро передвигаться.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ - детям