суббота, 18 сентября 2010 г.

Карточка №72 «Мальчик жестами показал, что его зовут Хуан»

ИСТОЧНИК:
Алан Пиз, "Язык телодвижений (как читать мысли по жестам)"
Тренинг коммуникативной компетентности
Лекции по психологии общения
Другие доступные источники

СИТУАЦИЯ:
Знание  языка жестов (невербального поведения) является очень ценным навыком общения. Известно много методов обучения коммуникативной компетентности и языку жестов. Большинство из них связаны с участием в групповых тренингах, требуют объема времени на проезд к месту обучения и обратно, что не всегда удобно. Необходимо предложить иной способ овладеть языком жестов, так чтобы тренироваться можно было в домашней обстановке и без партнера-«собеседника».
Как быть?

ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Партнер по общению при обучении языку жестов должен быть… и его быть не должно.



РЕШЕНИЕ:
«…Экспериментальным пространством может стать любое место, где встречаются и взаимодействуют люди. В частности, аэропорт является отличным местом наблюдения всего спектра человеческих жестов, поскольку здесь люди через жесты выражают целую гамму эмоций: и страстное желание, и гнев, и ужас, и горе, и счастье и т.д.

Отличной точкой наблюдения являются также официальные приемы и ужины, деловые встречи и вечера, вечеринки…»

Телевидение также представляет превосходную возможность для изучения особенностей невербалики. Выключите звук во время просмотра какого-либо нового для вас фильма и попытайтесь догадаться о том, что происходит на экране только по изображению. Затем вы можете заново просмотреть «учебно-тренировочный» отрывок из этого фильма и проверить правильность Вашего понимания невербального поведения в просмотренной сцене.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Закон повышения идеальности системы
Принцип «копирования»

КОММЕНТАРИЙ:
При отсутствии возможности повторно просмотреть фильм в записи, можно воспользоваться обычным телевизионным вещанием, выключая и включая звук во время просмотра передачи (фильма) каждые 3-5 минут для проверки своих предположений относительно происходящего (эмоциональное состояние участников, поведение их в конфликте и т.д)


пятница, 17 сентября 2010 г.

Карточка №071 «Сахарный ты мой... :(»

ИСТОЧНИК:
«Сахарный диабет: твой путеводитель. Методическое пособие для детей и родителей. – М., 2003.
Иные доступные источники

СИТУАЦИЯ:
Говорить об актуальности и значимости борьбы с сахарным диабетом, я думаю, не стоит. Диабет – одна из наиболее сложных проблем современной медицины и охраны здоровья.

На сегодняшний день, насколько автор успел разобраться в теме, основные усилия исследователей и разработчиков направлены на повышение эффективности инструментов, измеряющих содержание сахара в крови (моче), а также на разработку инсулиновых препаратов, позволяющих поддерживать уровень сахара в крови в пределах компенсации и понижать вероятность гипогликемии и эпизодов кетоцидоза.




«…Нигде в мире не существует методов радикального излечения сахарного диабета. Поэтому лечение инсулином на сегодняшний день представляет собой единственный метод лечения сахарного диабета 1 типа…»
«Сахарный диабет: твой путеводитель. Методическое пособие для детей и родителей. – М., 2003. – с.61)

ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Системное противоречие пока корректно не сформулировано, недостаточно данных для анализа

РЕШЕНИЕ:
«Контрольный» ответ находится в стадии сбора необходимой дополнительной информации, разработки «технического задания» и формулирования изобретательской задачи. Помощь специалистов и всех заинтересованных в разрешении ситуации лиц приветствуется.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Предполагается использовать группу стандартов на обнаружение и измерение в системах (по терминологии Теории решения изобретательских задач).




Перед нами типичная изобретательская задача на «обнаружение/измерение». ТРИЗ в этом случае настоятельно рекомендует отказаться от обнаружений и измерений и использовать «обходные пути»:

Цитата:

"КЛАСС 4. СТАНДАРТЫ НА ОБНАРУЖЕНИЕ И ИЗМЕРЕНИЕ СИСТЕМ


4.1. ОБХОДНЫЕ ПУТИ

Измерения и обнаружения в системах обслуживают  главное - "изменительное" - действие. Поэтому желательно так перестроить главное действие, чтобы оно исключало необходимость (или сводило к минимуму) измерительно-обнаружительного действия. Конечно, не в ущерб точности.


4.1.1. Вместо обнаружения и измерения - изменение системы






Если дана задача на обнаружение или измерение, целесообразно так изменить систему, чтобы вообще отпала необходимость в решении этой задачи"
http://www.altshuller.ru/triz/standards.asp#4

КОМММЕНТАРИЙ:
Именно в указанном направлении обычно находятся наиболее сильные и эффективные решения системных задач "на обнаружение".

Автор приглашает к обсуждению всех заинтересованных лиц. Сомнения, возражения и вопросы только приветствуются – они помогут быстрее и точнее выявить «больное» место, сформулировать «глубинное» противоречие, подлежащее «расшивке» средствами системного анализа и синтеза, включая ТРИЗ. Возможно общение в личной переписке.





Карточка №70 «Ох уж эта «клава»…»

ИСТОЧНИК:
Личные опыт и наблюдения

СИТУАЦИЯ:
Когда начинаешь работать с клавиатурой (вводить логин и пароль, заполнять форму сообщения на форуме или блоге или же просто печатать текстовый документ в Word) периодически возникают сложности с установлением раскладки клавиатуры. Вместо латиницы печатаешь кириллицей и наоборот. Иногда успеваешь написать пару строк, прежде чем обнаружишь ошибку в раскладке. Остается чертыхаться и злиться на потерянное время. Идеально было бы, если бы раскладка сигнализировала о себе сама. Как быть?

ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Раскладка должна сама дать знать пользователю о том, какая она и не должна сама дать знать  об этом, потому что не может.

РЕШЕНИЕ:
1. При установлении курсора в поле документа (в форму для заполнения, введения логина и т.д.) справа от курсора всплывает окошко с указанием текущего состояния раскладки (RU или EN). Тогда пользователь сразу, еще до начала печати, знает, в каком режиме будет вводиться текст.

2. Можно дополнительно ввести звуковой сигнал разных тональностей или аудиосообщение, например: «Латиница!». Впрочем, это не всегда бывает удобно. Звуковой сигнал может включаться при успешном переходе на другую раскладку, тогда можно переключаться в разные режимы, не отрывая глаз от клавиатуры (если вы, конечно, не умеете печатать «вслепую»…

ИСПОЛЬЗВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «местного качества»
Повышение идеальности системы и др.

КОММЕНТАРИЙ:
Автор не является профессиональным программистом, но не видит принципиальных препятствий для технической реализации предложенного решения.

Идеальнее всего, конечно, чтобы система САМА угадывала бы, в каком режиме вы сейчас собираетесь печатать ("чтение мыслей")... :)



Карточка №69 «Мастера ключей»

ИСТОЧНИК:
Личные наблюдения
Бездонные просторы интернета

СИТУАЦИЯ:
Постояльцы гостиниц, покидая гостиницу по делам, зачастую забывают оставлять ключи от номера у рецепциониста, автоматически кладя ключ в карман. А это нарушает заведенный в отеле порядок. Как быть?



ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Постоялец должен положить ключ в карман, поскольку делает это автоматически, и не должен положить ключ в карман, поскольку ключ по правилам следует оставить на «вахте»

РЕШЕНИЕ:
К ключу присоединяется увесистый и объемный «набалдашник», который просто-напросто не позволяет поместить ключ в карман. 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «вынесения».
Отделить от объекта ненужное качество, выделив и усилив нужное качество.



КОММЕНТАРИЙ:
Как и в примере с ложкой, которой «нет» (См. Карточку №46), этот случай наглядно демонстрирует, что когда дело касается запретов или ограничений, целесообразно так изменить систему, чтобы исключить саму техническую возможность для человека совершить ненужное, вредное действие. Менять следует технический, а не «природный» объект (человека).

Еще лучше – назначить этому присоединенному объекту дополнительную полезную функцию – быть «ключом-открывашкой», к примеру. Один из приемов идеализации системы - наделение её дополнительными функциями при сохранении массы и габаритов.


четверг, 16 сентября 2010 г.

Карточка №68 «Как найти Золушку? (2)»


ИСТОЧНИК:
ТВ-программа «Доброе утро!»
Д/ф «Алгоритм изобретения»
(Отрывок фильма в виде аудиозаписи «О том, как решать задачу» можно прослушать здесь)

СИТУАЦИЯ:
Г.С.Альтшуллер, автор ТРИЗ:

ГСА:
… - Как искать Золушку? Где Золушка?

Ответы с места:
- Она сама говорит – «Я Золушка»…
- Дать объявление, Золушка сама подойдёт

- Не скажет она сама… Вы сформулируйте идеальный конечный результат – как сделать, чтобы было идеально?..»

ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Золушка должна сама себя обнаружить и не должна сама себя обнаружить.

РЕШЕНИЕ:
«…Ответ с места:
- Никого нет, кроме Золушки!

ГСА:
- Вот это другое дело – никого нет, кроме Золушки….»

Альтернативное решение-2:
Сегодня с утра в одной из телепередач в рубрике «Полезные советы» озвучили достаточно старый способ для растяжения тесной кожаной обуви.

Надо налить воды в два полиэтиленовых пакета, поместить эти пакеты в кожаную обувь, а затем засунуть «туфельки» в холодильник. Через некоторое время вода замерзнет, превратится в лед. А лед, как нам известно из школьной физики, при замерзании расширяется в объеме – примерно на 9%. Обувь "раздастся" и станет немного более свободной. Останется дождаться, когда растает лёд...

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Обходные пути при решении задачи на обнаружение: целесообразно так изменить систему, чтобы необходимость в обнаружении отпала вовсе.
Изменение агрегатного состояния
Физический эффект – расширение воды при замерзании
Применение гибких оболочек и тонких пленок

КОММЕНТАРИЙ:
Действительно, почему бы не померяться силами с Мастером, используя его же методы?
Впрочем, решение наше заведомо слабое. Этак Золушкой может объявить себя любая из мечехиных дочерей… Да и, к тому же, туфелька у Золушки была, как помнится, хрустальная, а не из кожи… Как растянуть хрустальный башмачок, мне неведомо…




Противоречие №3:
Туфелька должна быть на ноге у Золушки, чтобы принц её опознал, и не должна быть на её ноге, поскольку Золушка не желает себя выдавать сама…

На сегодняшний день задачу можно решить путем проведения биологической экспертизы: выявить Золушку по "пото-жировым следам", оставленным на утерянной туфельке. :) Но в те времена экспертизы такой не существовало, как не существовало легендарной троицы из сериала "Следствие ведут знатоки". А ведь кажется эксперт Кибрит как-то раз использовала для идентификации злоумышленника одорологию (науку о запахах)...

Итак, экспертизы тогда не было. Зато наверняка были собаки-ищейки. Хорошо натренированная собака может по запаху предмета обнаружить его хозяина за десятки километров.

Решение-3:
Обходя все окрестности, гонцы берут с собой служебно-розыскную собаку по кличке Диг. Почему Диг? Просто так звали моего любимого ротвейлера. :)

Пёсику дают заранее понюхать имеющуюся в наличии туфельку из пары и он уверенно находит «потеряшку» – одну из миллиона.

Принцу остается заключить Золушку в объятья. И всё. Счастливый сказочный конец… ;)




Карточка №67 «Как найти Золушку? (1)»

ИСТОЧНИК:
Д/ф «Алгоритм изобретения»
Отрывок фильма в виде аудиозаписи «О том, как решать задачу» можно прослушать здесь:

СИТУАЦИЯ:
Г.С.Альтшуллер, автор ТРИЗ:

«… Как можно начать задачу с конца, если мы не знаем её решение?.. Ответа мы не знаем, но мы всегда можем представить идеальный конечный результат… мечту какую-то, фантазию – как бы нам хотелось, чтобы задача была решена в самом идеальном случае… Вот такое представление – об ИКР - выводит нас сразу в район сильных решений…

Задача. Есть холодильный агрегат. Надо найти способ обнаружения неплотностей в этом холодильном агрегате… ну, все видели – змеевик, какие-то соединения… Маленькие течи, через них проходят капельки раствора. Это может быть водоаммиачный раствор, фреон, масло – все равно…. маленькие капельки просачиваются, нужно уметь их быстро и точно обнаруживать…

Ответ с места:
- Покрасить чем-нибудь – будет реагировать и изменять окраску…





ГСА:
- Изменим задачу. Как искать Золушку? Где Золушка?

Ответы с места:
- Она сама говорит – «Я Золушка»…
- Дать объявление, Золушка сама подойдёт...

ГСА:
- Не скажет она сама… Вы сформулируйте идеальный конечный результат – как сделать, чтобы было идеально?..»

ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Золушка должна сама себя обнаружить и не должна сама себя обнаружить.

РЕШЕНИЕ:
«…Ответ с места:
- Никого нет, кроме Золушки!

ГСА:
- Вот это другое дело – никого нет, кроме Золушки. А теперь вернемся к холодильнику. Капелька, которую вы ищете – та же Золушка. Мы можем легко сделать так, что все исчезнет, будет темно – просто выключаем свет, прекрасно. А как сделать, чтобы капелька была видна? Вводится добавка люминофора. Это и есть ответ на задачу. Помогло определение идеального конечного результата (ИКР)...»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Формулировка идеального конечного результата (ИКР)
Прием «сделать заранее»
Стандарты на введение веществ

КОММЕНТАРИЙ:
Решение несомненно красивое и изящное, равно как и пример с Золушкой. Тут уж с Мастером не поспоришь… А, впрочем, почему бы и нет?..
Продолжение через несколько минут…



Карточка №66 «Докажи, что ты не робот!»

ИСТОЧНИК:
Личные наблюдения автора

СИТУАЦИЯ:
Иногда при ведении блога возникает необходимость опубликовать за короткое время большое количество сообщений (например, серию заметок, набросков для последующего отсроченного редактирования). Однако «Blogger», например, в этом случае начинает «ругаться»: предлагает вводить код с картинки при отправке каждого сообщения, очевидно, принимая вас за «робота». Это не совсем удобно. Как быть?




ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Сообщение должно быть опубликовано сразу... и не должно быть опубликовано сразу.

РЕШЕНИЕ:
Вариант 1: сохранять сообщения в черновике, а затем через некоторое время опубликовать. Не очень удобное решение.

Вариант 2: выбрать в настройках сообщения «Дата и время публикации» - «Запланировано в...» и установить время публикации, отстоящее от текущего времени на несколько минут. Желательно не использовать равные интервалы, а менять их - от 3-х до 7 минут (полисистема со сдвинутыми характеристиками).


ПРИЕМ:
«Сделать заранее»
«Сделать чуть меньше требуемого»

КОММЕНТАРИЙ:                                                             
Пока что сбоев при реализации варианта № 2 не было...

...Зато обнаружил внезапно, что после отправки сообщений система самолично устанавливает ненужные интервалы между буквами и знаками препинания, причем последующее "тупое" механическое устранение пробелов ни к чему н приводит...

Типичная "исследовательская" задача (по терминологии ТРИЗ). Необходимо вместо вопроса "Как такое могло произойти?" задать вопрос "Как это сделать при помощи заложенных в систему или в пользователя ресурсов?"

Мда, очередная текущая задача, есть материал для новой карточки... Попробуем и это утилизировать.... Может быть, есть какие-то соображения о причинах такого "системного сбоя"? А, Уважаемый Читатель?
 :(




среда, 15 сентября 2010 г.

Карточка №065 «Аты-баты, шли гомеопаты»

ИСТОЧНИК:
М.Булгаков, «Мастер и Маргарита»
Ф.Достоевский, «Братья Карамазовы»
Бездонные просторы интернета

СИТУАЦИЯ:
Болезнь подкралась незаметно… Ситуация, знакомая практически каждому. Обычные средства лечения не помогают или дают побочные эффекты, либо дороги… А выздороветь надо. Как быть?

ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Средство от хвори должно быть, чтобы выздороветь, и его не должно быть, чтобы не средства эти либо дороги, либо вредны для здоровья, либо малоэффективны.



РЕШЕНИЕ:
«… - По азарту, с каким ты отвергаешь меня, - засмеялся джентльмен, - я убеждаюсь, что ты все-таки в меня веришь.
- Ни мало! на сотую долю не верю!
- Но на тысячную веришь. Гомеопатические-то доли ведь самые может быть сильные. Признайся, что веришь, ну на десятитысячную...
- Ни одной минуты! - яростно вскричал Иван. – Я, впрочем, желал бы в тебя поверить! - странно вдруг прибавил он…»
(Ф.Достоевский, «Братья Карамазовы»)

 «…– Дорогой Степан Богданович, – заговорил посетитель, проницательно улыбаясь, – никакой пирамидон вам не поможет. Следуйте старому мудрому правилу, – лечить подобное подобным. Единственно, что вернет вас к жизни, это две стопки водки с острой и горячей закуской…»
(М.Булгаков, «Мастер и Маргарита»)


«…Гомеопа́тия — метод лечения, главным принципом которого является назначение препаратов, вызывающих симптомы, аналогичные симптомам болезни. Концепция лечения по принципу «подобное подобным», в противоположность принципу аллопатии.
Современная научная медицина скептически относится к гомеопатии, так как теоретическое обоснование гомеопатического принципа не соответствует научным представлениям о функционировании здорового и больного организма, безопасность и эффективность большинства гомеопатических методов лечения никогда не подвергалась проверке, а немногие осуществлённые клинические испытания гомеопатических препаратов не выявили различий между гомеопатическим лекарством и плацебо.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предостерегает от гомеопатического лечения инфекционных  и любых других серьёзных заболеваний. По мнению экспертов организации, «использование гомеопатии не имеет доказательной базы, а в тех случаях, когда применяется в качестве альтернативы основному лечению, оно несёт реальную угрозу здоровью и жизни людей»
«…Для классической русской литературы характерно представление о гомеопатии как о методе, который практикуют как профессиональные врачи, так и энтузиасты, чаще всего дворянского происхождения. В романе «Отцы и дети» Николай Кирсанов, герой Тургенева, заказав в столице гомеопатическую аптечку, перевозит её в поместье. Интерес к методу испытывает и его оппонент Евгений Базаров, который, будучи нигилистом, ставил гомеопатию в один ряд с ботаникой. В «Войне и мире» Льва Толстого лечение гомеопатией показано как часть дворянского быта…»
(Подробнее здесь)

«…Потенцированием в гомеопатии  называется процесс приготовления гомеопатических лекарств, состоящий из разведения со встряхиванием или растиранием. По мере увеличения числа разведений концентрация исходного вещества уменьшается вплоть до нуля, а лечебное действие, как считают гомеопаты, усиливается. Стоит отметить, что декларируемое усиление действия при всё возрастающем разведении входит в противоречие с известными законами химии и закономерностями фармакодинамики...»
(Подробнее здесь)

"...Однако было бы неверно считать, что гомеопатия терапевтически полностью недейственна. По определенным причинам она имеет некоторую терапевтическую ценность. Так, Hufeland, наряду с некоторыми недостатками отмечает следующие достоинства гомеопатии:
  1. Эта система снова привлекает внимание врачей к находящимся в некотором небрежении семиотике и симптоматологии.
  2. Восстанавливается в правах недооцениваемая современными врачами диететика.
  3. Эта система отрезвляет некоторых врачей от увлечения большими, даже чудовищными дозами лекарств.
  4. Акцентируется простота лекарственных назначений.
  5. Стимулируется изучение действия различных лекарств.
  6. Привлекается большее внимание к приготовлению лекарств, что побуждает врачей предъявлять к аптеке более строгие требования.
  7. Гомеопатическое лечение никогда не приносит вреда.
  8. Организму дается время для отдыха и самопомощи.
  9. Чрезвычайно уменьшаются расходы на лечение..."


ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:

С позиции ТРИЗ использован стандарт №5:

«…5.1. ОСОБЕННОСТИ ВВЕДЕНИЯ ВЕЩЕСТВ

При постройке, перестройке и разрушении веполей часто приходится вводить новые вещества. Их введение либо связано с техническими трудностями, либо с уменьшением степени идеальности системы. Поэтому вещества надо "вводить, не вводя" и использовать различные обходные пути.

5.1.1. Обходные пути

Если нужно ввести в систему вещество, а это запрещено условиями задачи или недопустимо по условиям работы системы, то следует использовать обходные пути:

 5.1.1.4. Вводят в очень малых дозах особо активную добавку…»
КОММЕНТАРИЙ:
«..Знаете, молодой человек… Пищевые добавки это, возможно, и хорошо… Но только при всем прогрессе в медицине ничего принципиально нового не изобретено: как и прежде - лечит нож, трава и слово…»
(Из разговора автора с психотерапевтом Р.М.Войтенко)



Карточка №64 «Экологические хрюшки из Канады»

ИСТОЧНИК :
Статья "Экологические хрюшки"
10 сентября 2010 , 07:41
 
СИТУАЦИЯ :
Обычные свиньи при откорме практически не усваивают фосфор, который к тому же еще и очень дорог, а при массовом их разведении на природу оказывается большое влияние, т.к. вместе с фекалиями хрюшек выделяется и большое количество фосфора.

Фосфор поступает в организмы животных из кукурузы, сои, ячменя в виде солей фитиновой кислоты, которые хрюшки не могут «переработать». Но фосфор слишком важен для жизнедеятельности этих особей, и владельцам фермы приходится тратить достаточно крупные суммы для закупки фосфорсодержащих кормов и добавок.
Как быть?

ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Фосфор должен усваиваться в организме животного , поскольку важен для их жизнедеятельности их организма, и фосфор не должен усваиваться, поскольку большое количество фосфора , выводимого из организма свиней, нарушает экологию.

РЕШЕНИЕ:
"... Ученым из Канады удалось создать экологических хрюшек.
Ученые синтезировали особый микрочипв мозг свиней, и их организмы теперь усваивают более двух третей фосфор , попадающего в них вместе с обычной едой. Генетики на этот эксперимент потратили больше десятка лет , но он принес свои результаты. Модифицированным животным не нужна теперь дополнительная подкормка фосфорсодержащими препаратами, а природе не наносится урона ..."

ПРИЕМ: не определен , мало данных
"Киборгизация" хрюшек :)

КОММЕНТАРИЙ:
Не вполне ясно, о каком чипе идет речь. Идеально было бы, чтобы этот «чип» был естественного происхождения, вырабатывался бы САМИМ организмом и «включался» при введении в организм с пищи какой - то дешевой добавки ... Задача на «расшивку» для биологов и химиков . «Чип есть ... и чипа нет ...»


Карточка №63 «В помощь магниту»

ИСТОЧНИК:
Уроки труда в школе

СИТУАЦИЯ:
Собирать мелкую железную стружку, например, после работы на токарном станке, или железные опилки проще всего магнитом. Но возникает сложность: как потом очистить магнит от стружки (опилок )?

ПРОТИВОРЕЧИЕ :
Стружка должна соприкасаться с магнитом, чтобы её собрать, и стружка не должна соприкасаться с магнитом, чтобы можно было её с магнита легко удалить.

РЕШЕНИЕ:
Необходимо заранее поместить магнит в полиэтиленовый пакет. После того, как стружки или опилки будут собраны (прилипнут к «опакеченному» магниту), пакет нужно просто вывернуть наизнанку. Стружки останутся в пакете, магнит чист и снова готов к работе.

ПРИЕМЫ:
С позиции «вепольного анализа» - мы разрушили вредный веполь, введя между стружкой и магнитом «даровое» вещество (пакет).

Приемы: «сделать заранее», «посредник», принцип «вынесения», «использование гибких оболочек и тонких пленок», «вывернуть объект наизнанку»...


КОММЕНТАРИЙ:
Простой, эффективный, легко внедряемый способ, пригодный как для решения бытовых проблем, так и для производственных задач.



вторник, 14 сентября 2010 г.

Карточка №62 «Щелчок по мозгам - 2 (Иоанн Креститель)»

Неужели приемы и методы сильного мышления могут быть использованы лишь в технических и других «материальных» системах? А как быть с системами «идеальными»: искусство, религии, философия?.. «Примеров хотите? Их есть у меня...»

ИСТОЧНИК:
«Новый Завет»
«Библия для детей»

СИТУАЦИЯ:
«...Как известно, Бог, отчаявшись исправить вопиющее положение дел на земле, решил отправить туда Своего Сына. Тот не отказывается, охотно идет на землю и делается человеком. Бог Сам и через пророков заранее очень часто напоминал людям о том, что Сын Божий придет на землю и спасет людей. Это делалось для того, чтобы люди ждали Спасителя и узнали Его, когда Он придет на землю спасти нас грешных...»

Напрашивается прозрачная аналогия: пришествие на землю Сына Божия должно было стать событием, сравнимым со взрывом сверхновой звезды (или с выстрелом из танкового орудия, см.: Карточка №57 «Щелчок... по мозгам» Этот «социальный взрыв» мог вывести из строя многие социальные систем, «оглушить» людей. А этого Бог допустить не мог. Как быть?

ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Появление Спасителя должно «оглушить» людей, так как событие это из ряда вон выходящее, и появление Его не должно «оглушить» людей, чтобы не было тяжелых социальных последствий (или чтобы люди не восприняли это событие как нечто шокирующее).

РЕШЕНИЕ :
«...Бог повелел Иоанну проповедовать, что Христос уже родился и скоро начнет Сам учить людей, чтобы они приготовились встретить Его... Иоанн называется предтечей Христовым, потому что Он явился немного раньше Иисуса и указал на Него людям...»

Таким образом, Иоанн Креститель выполнил возложенную на него Богом функцию того самого щелчка в шлемофоне танкистов, который заставляет барабанную перепонку сжиматься и предохраняет от оглушения.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Сделать «заранее»
Сделать чуть меньше требуемого

КОММЕНТАРИЙ:
Приведенный пример ярко показывает, что приемы сильного мышления - не изобретение современности, и что применять их можно и нужно в любых системах, включая такие «тонкие» и неоднозначно трактуемые системы, как «система религиозных взглядов» и т.д.




Карточка №61 «Магическая пентаграмма»

«Для чего же еще существуют друзья?»
Роберт Асприн



***


ИСТОЧНИК :
В. А. Ганзен, «Системные описания в психологии»
А. Г. Конфисахор, «Психология власти»
Друзья

СИТУАЦИЯ :
Начальник дал вам срочное задание: необходимо подготовить доклад на производственную тему. Подготовка должна быть на высоком уровне - ожидается присутствие на мероприятии высоких гостей. Время на подготовку - полтора дня плюс свободное личное время. Текущие обязанности с вас никто не снимает, надо успеть сделать всё и сразу. Как быть?

Для наглядности введем некоторые данные из конкретной рабочей ситуации, возникшей у одного из моих друзей.

Необходимо срочно подготовить доклад на тему (всего лишь пример):

«Требования к подготовке документов для представления на рассмотрение экспертно - проверочной комиссии ( ЭПК )»

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Доклад должен быть подготовлен в кратчайшие сроки, чтобы выполнить указание руководства , и доклад не должен быть подготовлен, поскольку нет ни времени, ни даже системы подачи материала.

РЕШЕНИЕ:
Применим системный подход и пентабазис СПВЭИ. А теперь чуть-чуть теории.

Одним из наиболее успешных системных подходов является метод пентабазисов Ганзена. Принципы гармоничного целого Ганзена: повторяемость, соподчиненность, уравновешенность, соразмерность.





Пентабазис СПВЭИ:
Субстрат состоит из
Пространства
Времени 
Энергии
Информации

Пример системного описания такого психологического понятия как СОЗНАНИЕ: 
Сознание = аффект (эмоции и чувства) + воля (мотив и действие) + перцепция (ощущения и восприятие) + мышление (речь и представление).

Подобным образом можно описать ЛЮБОЕ явление или предмет , включая и наш доклад на семинаре .

«Болванка» СПВЭИ для организатора семинара ("что надобно учесть"):

Субстрат: семинар (структура, подготовительные материалы)

Пространство:
- место проведения семинара (город , адрес)
- гардероб?
- помещение (актовый зал, конференц-зал )
- число посадочных мест
- место для президиума
- место для выступающего («трибуна»)
- сказать о сложной ситуации с ремонтом помещения
- и т.д., что в голову придет...

Время:
- дата и время проведения семинара
- длительность семинара
- кофе-паузы
- время перед началом (как использовать?)
- «времени на подготовку доклада отведено не было!»:)
- ...все, что касается временных характеристик...

Энергия:
- сколько средств отпущено на проведение семинара
- проверить освещение, подвод электроэнергии к электрическим розеткам
- проверить отопление в помещении
- человеческие ресурсы (кто выступает, вспомогательный персонал)
- ... все иное, что можно отнести к «энергии»

Информация :
- рекламные листки, буклеты
- раздаточный материал
- объявления и оповещения разослать заранее заинтересованным лицам
- способы подачи материала (доклад, видеопрезентация, наглядные пособия, схемы, графики...)
- визитные карточкм
- стенды по проблематике семинара
- фотогалерея
- электронная почта , скайп
- книги, журналы, сайты, блоги...
- иное, относящееся к «информационным» ресурсам

Итак, пример для организатора семинара мы привели, а в том  что касается заявленной тематики доклада по архивному делу - попробуйте набросать «костяк» доклада самостоятельно, используя пентабазис СПВЭИ.

Для «затравки»:
«... Ресурсы информационные (И):
Закон о местном самоуправлении
Закон об архивном деле
Основные правила работы архивов организаций
Правила делопроизводства
Перечни документов со сроками хранения ...»

Просто возьмите лист бумаги и набросайте в виде тезисов все, что может относиться к элементам базиса (П, В, Э, И). Попробуйте затем каждый из базисных элементов разложить на еще более мелкие структурные единицы.


Получится бесконечная «фрактальная» структура, построенная по типу «снежинки» и уходящая в глубину до мельчайших деталей, которые вы хотели бы учесть. Поэкспериментируйте. А не понравится - просто выкиньте в корзинку и не «парьтесь». Лучше идёмте пить кофе с плюшками :)

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ПРИЕМЫ:
Переход к подсистемам и на микроуровень
Прием «дробление»
Прием «объединение»
Системный анализ и синтез
Пентабазис СПВЭИ

КОММЕНТАРИЙ:
При должном упорстве вы приобретете полезный навык и убедитесь в универсальности и удобстве этой методики при планировании любых мероприятий - от поездки в командировку до организации юбилея свадьбы...