суббота, 4 декабря 2010 г.

Карточка №169 «Золотая лихорадка»

ИСТОЧНИК:
Анекдот

СИТУАЦИЯ:
На одном из северных золотых приисков обнаружилась пропажа нескольких слитков золота. Для расследования происшествия из райцентра прибыл следователь по особо важным делам. Подозрение падает на местного жителя. Следователь вызывает горе-золотоискателя на допрос, но проблема в том, что тот совсем не говорит и не понимает по-русски. Помочь с переводом вызвался сосед подозреваемого, переводчик. Между участниками дознания складывается вот такой разговор:

Следователь, обращаясь к переводчику:

- Скажи своему соседу: мы знаем, что он похитил 10 кг золота. Пусть выдаст украденное по-хорошему, добровольно.

Толмач – подозреваемому:
- Нацяльника говорит, что знает, будто ты украл золото. Требует вернуть по-хорошему, однако.

Подозреваемый – переводчику:
- Скажи нацяльника – я не брал золото и не знаю, кто взял, однако.

Переводчик – следователю:
- Сосед говорит, что не знает про золото.

Такой разговор продолжается довольно длительное время – безрезультатно.

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Заинтересованная сторона должна получить информацию об украденном золоте… и не должна получить такую информацию.

РЕШЕНИЕ:
Наконец следователь выходит из себя:
- Передай своему соседу, что если он немедленно не скажет, где спрятал золото, то мы его расстреляем!

Переводчик – подозреваемому:
- Нацяльника сказала, что если ты не скажешь, куда девал золото, он тебя расстреляет, однако…

Подозреваемый судорожно глотает слюну, его начинает мелко трясти и лихорадить:
- Скажи нацяльника, что золото спрятано в моей яранге под очагом на глубине в два локтя, только пусть оставят в живых!

Переводчик – следователю, с глубоким вздохом:
- Сосед говорит – расстреливайте!..

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «посредника»

КОММЕНТАРИЙ:
Типичная задача «на обнаружение» по терминологии ТРИЗ, решенная вполне остроумно… вот только не следователем J

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в криминалистике

 

пятница, 3 декабря 2010 г.

Карточка №168 «Форсируем обучение-2, или Ожидание выстрела»

ИСТОЧНИК:
Личный опыт автора

СИТУАЦИЯ:
При обучении стрельбе из личного табельного оружия, например, из пистолета Макарова (ПМ), часто возникают сложности. После нескольких учебных выстрелов у многих обучаемых появляется так называемое «ожидание выстрела». В чем суть этого явления? Дело в том, что выстрел из ПМ – определенный стресс для новичка. Грохот выстрела, вскидывание оружия в руке – эти сопутствующие выстрелу явления (а точнее, их ожидание) приводят к тому, что стрелок в ожидании выстрела вместо плавного нажатия на спусковой крючок рвёт, дёргает его. Это приводит к неминуемым промахам.

Загвоздка в том, что невозможно точно определить, связаны ли промахи с дёрганием спускового крючка или же это всего лишь ошибки в прицеливании - ведь момент нажатия на спуск для глаза инструктора практически совпадает с вскидыванием ствола при производстве выстрела.

Требуется точно выявить наличие или отсутствие «ожидания выстрела» и сформировать у обучаемого устойчивый навык плавного нажатия на спусковой крючок. Как это сделать?




СИСТЕМНОЕ ПРТИВОРЕЧИЕ:
Выстрел должен быть, чтобы оценить точность попадания, и выстрела быть не должно, чтобы эффект «отдачи» оружия не смазывал для инструктора картину нажатия на спусковой крючок.

РЕШЕНИЕ:
…Выстрел. Снова мимо мишени.

- Дёргаешь спуск, боец, - поморщился инструктор. – На крючок надо плавно нажимать.

- Ничего я не дёргаю, товарищ капитан. Это просто пистолет от выстрела дёргается вверх, и пуля уходит мимо. Наверное, надо посильнее сжимать рукоятку в момент выстрела…, - поспорить я всегда любил.

- Сынок, в тот момент, когда ствол в твоей руке дёргается вверх, пуля уже давно в мишени… или за её пределами – как у тебя. Пистолет должен сидеть в руке свободно, чтобы я смог взять его у тебя двумя пальцами. А ты судорожно вцепился в рукоять и дёргаешь спуск… Ладно, не получается так, попробуем по-другому…

Капитан отобрал у меня ПМ, вынул из него магазин с патронами, достал один патрон, отвернулся ко мне спиной, что-то проделал с пистолетом, передернул затвор и передал мне ствол.

- Будем стрелять по одному патрону. Начинай, патрон уже в патроннике.

Я поднял оружие на уровень глаз, совместил мушку, прорезь прицела и нижний срез мишени в одну линию, задержал дыхание и нажал на спуск… Пистолет в руке резко дёрнулся в сторону, но выстрела не произошло.

- Осечка, товарищ капитан.

- Хм, может и осечка. Давай-ка еще раз попробуем.

Инструктор взял пистолет, снова отвернулся и, поколдовав с оружием, вернул его мне.

Да что такое! Снова осечка? Однако я сам и все остальные наблюдавшие за нами курсанты обратили внимание на то, что спуск я действительно дёргаю – и ещё как! Осечки следовали одна за другой, но постепенно в момент ожидаемого производства выстрела пистолет дергаться в моей руке перестал.

Шестая попытка. Ясное дело, чувствую подвох. Прицелился, нажал… Грохот, пистолет чуть не выпрыгнул из руки. Ого! «Девятка»! Неплохо, мысленно похвалил я себя.

Выяснилось, что инструктор играл со мной в своеобразную «русскую рулетку», подсовывая мне вместо патрона «пустышку». Я не мог видеть, действительно ли он каждый раз вставляет патрон в патронник, и действовал так, словно выстрел был неминуемым. Как только инструктор видел, что дёргание спуска в «ожидании выстрела» проходит, он вставлял в патрон в патронник.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип вынесения
Принцип частичного или избыточного действия
Использование «пустоты»

КОММЕНТАРИЙ:
Приём оцениваю на высший балл. Потребовалось три серии «игры в рулетку» и около 10 минут, чтобы я осознал действительное наличие своей стрелковой ошибки и начал её исправлять.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в обучении


четверг, 2 декабря 2010 г.

Карточка №167 «Нужен большой ангар?»

ИСТОЧНИК:
Гин А.А., Кудрявцев А.В., Бубенцов В.Ю., Серединский А. ТРИЗ: Учебное пособие 1 уровня. - М., 2009

СИТУАЦИЯ:
На аэродроме авиационного завода скопилось много изготовленных, но еще не принятых заказчиком самолетов. В связи с приближением осенней непогоды самолеты потребовалось обязательно укрыть в ангаре, но оказалось, что он может принять только две трети всех машин. На плане ангара проверяли различные варианты их размещения, но приемлемого решения не было. Как быть?




СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Ангар должен быть большим, чтобы разместить в нем все самолеты, и не должен быть большим, поскольку он мал.

Вариант: самолеты должны бы маленькими, чтобы разместить их в ангаре в большом количестве и не должны быть маленькими, поскольку уменьшить их размер невозможно.

РЕШЕНИЕ:
И все-таки с помощью принципа перехода в другое измерение решение было найдено. Конечно, самолеты не стали подвешивать под крышу ангара, ставить вертикально или громоздить друг на друга. У самолетов просто сдули шины на одном из шасси. Все самолеты наклонились на одно крыло, и появилась возможность расположить их так, что крылья разных машин в плане совпали. Все самолеты поместились в ангаре.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип перехода в другое измерение

КОММЕНТАРИЙ:
Приём «переход в другое измерение» предлагает:
- изменить направление ориентации (направление движения) объекта, например, наклонить объект, положить его «на бок»;
- использовать многоэтажную компоновку вместо одноэтажной;
- устранить трудности, связанные с размещением объекта по линии размещением его на плоскости. Соответственно, трудности, связанные с размещением или движением объекта в одной плоскости, устранить переходом к пространству трех измерений.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в авиастроении


среда, 1 декабря 2010 г.

Карточка №166 «Упрямые орлы»

ИСТОЧНИК:
Тимохов В., «Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ»
Еженедельник «Собеседник», 1993. — № 52

СИТУАЦИЯ:
Во время съемок рекламного ролика для автомобильной компании орлы — по сюжету — должны были наброситься на автомашину, клевать переднее стекло, капот. Что сделать, чтобы орлы клевали машину остервенело, активно?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Орлы должны клевать машину, чтобы можно было снять ролик, и не должны клевать машину, потому что они отказываются это делать.

РЕШЕНИЕ:
Вначале дрессировщик обучал своих питомцев обедать на капоте, покрытом кусками мяса. А затем в день съемок были изготовлены дворники и зеркала из... говяжьих потрохов. На них и накинулись орлы, создав масштабный образ разрушения. 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Прием «посредник»

КОММЕНТАРИЙ:
Существенный недостаток использованного метода в том, что, по всей видимости, потребуется достаточно длительный период для «натаскивания» птиц на автомобиль.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в кинематографии
ТРИЗ в этологии


вторник, 30 ноября 2010 г.

Карточка №165 «Красные глаза»

ИСТОЧНИК:
Журнал «Техника-молодежи», 1992. — № 3
Тимохов В., «Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ»

СИТУАЦИЯ:
«На снимках, сделанных на цветное фото со вспышкой, зрачки глаз людей зачастую получаются красными. Это происходит, если их размер в момент съемки достаточно велик. Тогда значительное количество света проникает в глазное яблоко и отражается от его насыщенных кровью внутренних тканей»
Как исключить эффект «красных глаз» при съемке?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Зрачки должны быть маленькими, чтобы не было красных глаз на фото, и зрачки должны быть широкими, поскольку они в обычных условиях именно таковыми и являются.

РЕШЕНИЕ:
«Идеальный конечный результат: зрачки сами сужаются до фотовспышки. Как сделать, чтобы перед фотовспышкой глаза сузились?

В новинке японской фирмы «Канон» вспышка при срабатывании выдает примерно за секунду до основного импульса более слабый импульс, чтобы зрачки людей успели сузиться. В таком случае подсветка внутренности глаза резко слабеет и зрачок на фотографии имеет нормальный цвет. Использован «посредник» — предварительный световой сигнал»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Прием «сделать заранее»
Прием «сделать чуть меньше требуемого»

КОММЕНТАРИЙ:
В любом случае, главное, чтобы позирующие во время вспышки не моргнули…

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в фотоделе


понедельник, 29 ноября 2010 г.

Карточка №164 "Армянские доллары"

ИСТОЧНИК:
Камин А., Камин Д., Ильченко В., «Интеллектуальное айкидо»*
(*Тимохов В.И. Технологии решения проблем в бизнесе (раздаточные материалы к авторскому семинару))

СИТУАЦИЯ:
В советское время – где-то в семидесятые годы, время «холодной войны» - несколько богатых армян хотели выехать из СССР в США. Они уже получали документы на выезд, но у них возникла проблема: как вывезти наличные доллары. А долларов у них было накоплено много. Они, конечно, знали, что вещи на таможне досмотрят с особой тщательностью. И потому везти доллары через таможню не хотелось. Но они все-таки нашли возможность вывезти свои доллары за рубеж. Выезжающие пригласили консультанта – Левана Беридзе и тот предложил им… Что именно он им предложил?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Доллары должны быть… и долларов быть не должно

РЕШЕНИЕ:
Леван Беридзе предложил… сжечь доллары. Доллары сфотографировали, записали их номера и в присутствии приглашенных официальных лиц (из американского посольства) тайно сожгли. Конечно, перед этим действия были согласованы с американскими властями. В Америке же доллары с данными номерами были легально напечатаны и выданы владельцам.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «копирования»

КОММЕНТАРИЙ:
Как говорится, «меня терзают смутные сомнения». «Заказная» печать долларов с указанными номерами – не дорогое ли это удовольствие  для Правительства США? Это ж надо станок печатный переналаживать. А если номера купюр шли не подряд, а если купюры были разного достоинства (скорее всего так оно и было)? Стоит ли овчинка выделки?

Не проще ли было аккумулировать «запретные» суммы и передать их в посольство США для легального перемещения за океан – в качестве дипломатической почты, например? Тем более, что операция якобы проводилась с ведома официального Вашингтона и при участии дипломатических работников. Пример очень напоминает красивую легенду.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в бизнесе


воскресенье, 28 ноября 2010 г.

Карточка №163 «Легкая походка в гору»

ИСТОЧНИК:
Тимохов В., «Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ»
Еженедельник «Собеседник», 1994. — № 17

СИТУАЦИЯ:
При съемке кинофильма «Красная поляна» режиссер Эмиль Лотяну требовал от актрисы Светланы Тома, одетой в тяжелые сапоги с отворотами, легкой «летящей» походки при подъеме в гору. Требуемая «легкость» у актрисы не получалась. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Походка должна быть «легкой»… и не должна быть «легкой»

РЕШЕНИЕ:
Какое-то время актриса походила в тех же сапогах, но с прикрепленными к ним тяжелыми чугунными чушками, после чего походка сама собой получилась «летящей». 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип предварительного напряжения (заранее придать объекту напряжения, противоположные недопустимым или нежелательным напряжениям)

КОММЕНТАРИЙ:
Остается лишь восхищаться актерами и актрисами, которые во имя любви к искусству готовы идти на подобные эксперименты над собой… J

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в кинематографии


Светлана Тома