воскресенье, 4 августа 2019 г.

Карточка №742 «В помощь водителю»

ИСТОЧНИК:
*Изобретатель и рационализатор. – 1981.– № 9. – С. 2.

СИТУАЦИЯ:
Правильная посадка водителя гарантирует, что напряжение скелетной мускулатуры будет минимальным, что водитель всегда будет готов к действиям. Водитель в самом идеальном случае должен сидеть таким образом, чтобы без напряжения держать вытянутой левой рукой рулевое колесо в верхней его точке, а правой мог включить наиболее удаленную передачу. Вот только каждый водитель имеет свои собственные физические параметры – рост, пропорции тела. А оптимально подогнать рабочее место под себя одним лишь перемещением сиденья не всегда удается. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Руль должен быть расположен высоко, если водитель высокого роста, и руль должен быть расположен низко, если рост водителя мал.

РЕШЕНИЕ:
Изобретена автомобильная рулевая колонка, которая может менять свой наклон в зависимости от роста водителя (а.с. 818941).

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип динамичности:
в) если объект в целом неподвижен, сделать его подвижным, перемещающимся

КОММЕНТАРИЙ:
Закон повышения степени динамичности систем действует неумолимо. Он гласит, что для повышения функциональности система должна получить большее число степеней свободы, должна стать более гибкой и более управляемой. 

Заявка на описанное решение подана в 1979 году, но сделать такое изобретение можно было на несколько десятилетий раньше: нужно было всего лишь знать законы развития технических систем.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в автомобилестроении