воскресенье, 18 декабря 2022 г.

Карточка №919 «Кручу, верчу, запутать хочу»

ИСТОЧНИК:
*Личная картотека автора блога

СИТУАЦИЯ:
Традиционный кубик Рубика 3х3х3 на Aliexpress в среднем стоит от двухсот до полутора тысяч рублей – в зависимости от качества головоломки. Примерно такую же цену продавцы назначают за кубики с другим количеством слоев: 2х2х2, 4х4х4. Если вы решили порадовать себя в часы досуга сборкой кубиков разного «достоинства» и сложности, вам, очевидно, придется запастись набором из нескольких головоломок с разным числом элементов. Правильно? А вот и нет.

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Кубиков должно быть много, чтобы внести разнообразие в процесс сборки головоломок, и кубик должен быть один, чтобы сэкономить на покупке.

РЕШЕНИЕ:
Не все любители этой разноцветной забавы знают, что кубик Рубика формата 4х4х4 позволяет обойтись без приобретения отдельных головоломок с двумя и тремя слоями. Взяв в руки куб 4х4х4, вы фактически получаете три головоломки в одном флаконе. Чтобы превратить один куб в другой, ничего не нужно делать: достаточно в каждом случае манипулировать лишь определенными сочетаниями слоёв. Чтобы получить куб 2х2х2, нужно считать два крайних слоя за один и вертеть их как единое целое. Куб 3х3х3 вы получите, если примете за средний слой два внутренних слоя кубика 4х4х4; крайние слои останутся одинарными.


ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип универсальности:
а) объект выполняет несколько разных функций, благодаря чему отпадает необходимость в других объектах

КОММЕНТАРИЙ:
Занятная штука, этот кубик Рубика. Но только поначалу, пока вы еще не освоили найденную другими технику его сборки. Когда же вы заучили наизусть формулы, по которым можно за считанные минуты собрать головоломку, аура творческого поиска сразу улетучивается. Сборка кубика превращается в последовательность рутинных операций. От вас требуется лишь оценить исходные данные и последовательно выполнить сравнительно простые шаги по четкому алгоритму.

В этом отношении алгоритм сборки кубика Рубика чем-то напоминает работу над решением задачи по АРИЗу, алгоритму решения изобретательских задач. Думать тут, конечно, придется. Без этого никак. Но все мыслительные операции идут в русле заранее заданной последовательности действий. На каждом шаге алгоритма приходится точно так же оценивать «рисунок» меняющейся ситуации и в соответствии с ним принимать «управляющее решение».

Казалось бы, при решении задачи по алгоритму «чистого» творчества становится меньше. Но это означает всего лишь, что становится меньше ошибок и бесконечного блуждания в потемках метода проб и ошибок. АРИЗ не убивает творчество, а переводит его на более высокую ступень: на уровень выбора задачи и формулирования ее начальных условий.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ и головоломки