ИСТОЧНИК:
*Семенов
С.А. Развитие техники в каменном веке. – Л.: Наука, 1968. (электронная версия
книги)
СИТУАЦИЯ:
Охотники
каменного века проявляли немалую изобретательность. Особенные сложности
возникали при охоте на птицу. Для этой цели чаще всего использовался лук и
метательные дубинки. Но подобраться к добыче на сравнительно близкое
расстояние, с которого можно точно выстрелить из лука или метнуть снаряд,
довольно сложно. Пробовали охотники подкрадываться к добыче, маскируясь пучками
травы, щитами из веток или плетеными корзинами. Но осторожные птицы быстро
выявляли «чужеродный объект» и снимались с места. А к обычным приманкам относились с
подозрением. Как быть?
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Приманка
для птицы должна быть, чтобы привлечь птиц к охотнику или силкам, и приманки
быть не должно, потому что птица ее игнорирует.
РЕШЕНИЕ:
Некоторые
народы широко использовали охоту с помощью птиц-манщиков. Пример – охота на
фрегата. Эта птица с большим трудом поддается одомашнению. Приручение
пойманного фрегата включало в себя несколько этапов. Птицу приучали к близости
людей и к получению рыбы из рук хозяина-охотника. Затем фрегату подрезали
крылья. Он жил в сарае, мог отправляться на берег моря, плавать и летать в
компании с другими манщиками. Полностью обученные манщики присоединялись к
стаям диких птиц и увлекали их за собой в сторону охотников, где их криками
приветствовали полуприрученные особи, привязанные к колодкам. Когда дикие
фрегаты приближались к укрытиям охотников, те применяли метательные снаряды.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «посредника»:
а)
использовать промежуточный объект – переносящий или передающий действие
КОММЕНТАРИЙ:
Аналогичным
образом велась охота на куропаток, попугаев, голубей: обученные особи-манщики
привлекали их криками и воркованием к местам, где были установлены силки.
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в быту