воскресенье, 28 февраля 2021 г.

Карточка №825 «Судовой кран»


ИСТОЧНИК:
*Наука и жизнь. – 1989. – №12.– С. 62.

СИТУАЦИЯ:
Судовой кран нужен при погрузке и разгрузке в порту. А вот в рейсе он без надобности. Только место на палубе занимает. Налицо стандартное техническое противоречие: объект должен быть – и его быть не должно.

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Кран на судне должен быть, чтобы можно было вести погрузку и разгрузку, и крана на судне быть не должно, чтобы сохранить идеальность технического объекта.

РЕШЕНИЕ:
«В августе 1989 года в Ленинграде работала международная выставка «Судотехника-IV». Здесь на стенде шведского концерна «ACEA» был показан новый судовой кран, разработанный фирмой «Хэгглюндс». Кран предназначен для погрузки-разгрузки стандартных контейнеров. На одном из контейнеровозов для этих кранов было найдено необычное применение: поднятые в нерабочее положение, они стали служить мачтами. На кранах укрепили по парусу площадью 240 квадратных метров. Это позволило судну при попутном ветре развить скорость до пяти узлов».

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип универсальности:
а) объект выполняет несколько разных функций, благодаря чему отпадает необходимость в других объектах

КОММЕНТАРИЙ:
Противоречие разрешено: во время рейса кран исчезает, превращаясь в мачту для паруса. Найденное решение позволило экономить до двух тонн топлива в сутки.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в морском деле