воскресенье, 2 августа 2020 г.

Карточка №794 «Другая жизнь парашюта»

ИСТОЧНИК:
*Котельников Г. Парашют. – М.: Детгиз, 1943. – С. 72.
*Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Рабочая книга по теории развития творческой личности. Часть II. – Кишинев: МНТЦ «Прогресс», Картя Молдовеняскэ, 1990. – С. 47.

СИТУАЦИЯ:
При решении изобретательской задачи методами ТРИЗ особое внимание уделяется завершающей стадии работы над проблемой. Предположим, что найдено удовлетворительное решение технической задачи. Можно ли найденный принцип использовать в других областях, пусть даже очень далеких от той, которая рассматривалась ранее? При этом принимаются во внимание как прямое использование решения, так и применение принципа, обратного полученному. Тщательное выполнение этих шагов может вывести изобретателя на разработку абсолютно новой теории, включающей найденный принцип.

Возьмем обычный для наших дней парашют. При его создании никто и подумать не мог, что он может использоваться не по прямому назначению. Но вышло иначе.

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Парашют должен использоваться по прямому назначению, поскольку он изначально предназначался для этой цели, и парашют должен использоваться по другому назначению, чтобы это приспособление стало универсальным.

РЕШЕНИЕ:
Изобретателем авиационного ранцевого парашюта считается Глеб Котельников. Работу над своим изобретением он начал в 1910 году. В июне 1912 года изобретатель планировал сбросить с аэроплана манекен с парашютом, чтобы проверить прочность материала, из которого изготовлено изделие. Но проводить такой эксперимент Котельникову запретили. Тогда было решено провести испытание на автомобиле. Когда машина пошла против ветра со скоростью около 80 км/ч, изобретатель освободил парашют. И тут произошло непредвиденное: купол мгновенно раскрылся и остановил автомобиль. Парашют превратился в тормоз.

Котельников пришел к выводу, что его приспособление вполне может использоваться, если аэроплан необходимо посадить на маленькую площадку, чтобы уменьшить пробег.

Изобретатель приготовил чертежи и описание для патента тормозного парашюта. Однако знатоки авиации его высмеяли, поэтому заявку он так и не подал. И только в 1935 году Котельников узнал, что воздушный тормоз с успехом применяется за границей…

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип универсальности:
а) объект выполняет несколько разных функций, благодаря чему отпадает необходимость в других объектах

КОММЕНТАРИЙ:
Сделать парашют универсальным техническим объектом можно было уже при первом его применении, не ожидая счастливого случая. Достаточно было перевести описание его функции на более общий уровень, определив, что парашют служит для замедления движения предмета в воздухе.

...И, конечно, всех десантников  с Днём ВДВ!

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в военном деле