воскресенье, 21 июля 2024 г.

Карточка №1003 «История груши»

ИСТОЧНИК:

СИТУАЦИЯ:
В апреле 2016 года посетил выставку работ питерского художника Давида Плаксина. Мое внимание привлекла композиция, выразительно названная автором «История груши». Художник сделал попытку изобразить несколько стадий, через которые с неизбежностью проходит сорванный с ветки плод. Особенность композиции в том, что «история груши» написана не на плоскости, а в объеме. Четыре квадратных доски разного размера совмещены, наложены одна на другую, в результате чего получилось нечто вроде пирамидки. На каждой плоскости – один временной срез, одно изображение, одна стадия увядания груши.

Явный недостаток данной композиции состоит в том, что верхние ее слои закрывают собой нижние изображения. В результате мы видим только отдельные части внешних контуров груши – за исключением последней стадии, когда спелый плод превратился в нечто маленькое и сморщенное.

Можно ли предложить другое композиционное решение, сделав так, чтобы все четыре последовательных изображения были хорошо видны?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Отдельные фрагменты картины должны быть хорошо видимыми, чтобы можно было одновременно увидеть всю композицию, и фрагменты не должны быть одновременно видимыми, поскольку они закрывают друг друга.

РЕШЕНИЕ:
Контрольное решение отсутствует.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип дробления:
а) разделить объект на независимые части
*Принцип местного качества:
а) перейти от однородной структуры объекта к неоднородной
*Принцип объединения:
а) соединить однородные или предназначенные для смежных операций объекты
*Принцип перехода в другое измерение:
б) использовать многоэтажную компоновку объектов вместо одноэтажной

КОММЕНТАРИЙ:
Конечно, самый простой выход – расположить четыре рисунка в одной плоскости, скажем, слева направо. Но, допустим, этот вариант неприемлем, поскольку композиция займет много места. Поэтому введем ограничение: нужно сохранить компактность, присущую объемному решению, устранив недостаток – невозможность рассмотреть все части композиции целиком. Как быть?

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в художественных системах