воскресенье, 11 августа 2013 г.

Карточка №430 «Тишина в кадре»

ИСТОЧНИК:
*Мурашковский Ю. Биография искусств. Ч.2. – Петрозаводск: Скандинавия, 2007. – С.12.
*Оганов Г. Сражающийся экран // Советская культура. – 1987. – 2 июля.

СИТУАЦИЯ:
В одном из эпизодов фильма В. Пудовкина «Мать», снятого в 1926 году по одноименному роману Максима Горького, режиссеру потребовалось передать гнетущую тишину. Но как это сделать, если фильм немой?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Тишина в эпизоде фильма должна присутствовать, чтобы передать зрителю соответствующее настроение, и «отдельной» тишины быть не должно, потому что фильм и так немой.

РЕШЕНИЕ:
«…Решение требует гениальности. И оно найдено! В остановившемся, замершем кадре медленно, ритмично падают капли – одна за другой, одна за другой…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «посредника»:
а) использовать промежуточный объект – переносящий или передающий действие

КОММЕНТАРИЙ:
Поскольку образ тишины невозможно передать прямыми средствами немого кино, режиссер использовал средство, взятое из окружающей обстановки (внешней среды) – мерно падающие капли воды.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в художественных системах