воскресенье, 28 июля 2013 г.

Карточка №428 «Бракованный кирпич»

ИСТОЧНИК:
Комедийное скетч-шоу «Шесть кадров»

СИТУАЦИЯ:
Строительные технологии стремительно движутся вперед, но многие операции в строительстве так и остаются неавтоматизированными. Вот и в одном из эпизодов комедийного шоу «Шесть кадров» мы видим, как рабочие сосредоточенно передают друг другу по цепочке по одному кирпичу. Вдруг один из рабочих замечает вслух, что каждый десятый кирпич – с изъяном, отколотый с одного края. «Завод брак гонит!» - возмущается его напарник.

Казалось бы, ситуация ясна и разбираться в ней дальше нет смысла. Остается примириться с неизбежностью – ведь не могут рабочие исправить заводской брак. Но герой шоу усомнился в столь простом объяснении и решил докопаться до истины. Что же могло послужить причиной такого странного, повторяющегося с регулярной периодичностью брака?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Каждый десятый кирпич должен быть бракованным, потому что это своими глазами видит рабочий, и каждый десятый кирпич не должен быть бракованным, поскольку такой повторяющийся «заводской брак» кажется уж очень замысловатым.

РЕШЕНИЕ:
Внимательно осмотрев всё вокруг, рабочий воскликнул: «Ребята, да у нас круг замкнулся!..». Оказалось, что строители сосредоточенно гоняли по кругу одни и те же кирпичи. Стоило поднять голову, разобраться в особенностях протекания технологического процесса, и причина «брака», повторяющегося со странной периодичностью, была выявлена.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
«Обращение» задачи (перевод исследовательской задачи в изобретательскую)

КОММЕНТАРИЙ:
В Теории решения изобретательских задач есть такой термин - «маленькое привидение». Его используют, когда специалисты в какой-либо области объясняют то или иное странное явление, используя привычные и не подлежащие сомнению термины, например, «усталость металла» или «заводской брак». Однако такие объяснения («маленькие привидения») чаще всего не имеют ничего общего с действительной причиной явления.

В таких случаях ТРИЗ рекомендует решить «обращенную» задачу, переведя ее из исследовательской в изобретательскую. Вместо того чтобы отвечать на вопрос «Почему это явление происходит?», надо задать вопрос «Как сделать, чтобы это явление происходило?». При рассмотрении обращенной задачи особое внимание следует обратить на внутренние ресурсы рассматриваемой системы, то есть на те вещества и поля, которые могут помочь добиться эффекта, подлежащего объяснению. В рассмотренном комедийном примере таким ресурсом оказались рабочие, замкнутые в кольцо.

КАТЕГОРИЯ:
Исследовательская задача
Обращенная задача