суббота, 16 октября 2010 г.

Карточка №120 «Восьмое чудо света»

ИСТОЧНИК:
Николаев Г. Восьмое чудо света – оно так и не было достроено. – Наука и жизнь, №3, 2001, с.30-32

СИТУАЦИЯ:
Так называемые семь чудес света уже в древности изумляли людей. Слава о них обошла все тогдашние страны. Однако есть основания полагать, что мир мог бы получить еще одно, восьмое чудо света – храм Аполлона близ Милета, если бы он был достроен.

Любопытно, что замысел грандиозной стройки возник не в греческой метрополии, а на заморских территориях Греции, в малоазиатских ее колониях.

Легенда гласит: отцы города Милета, наблюдая за удивительно возросшей ролью Милета и всей Ионии в жизни греческого народа, пришли к мысли, что земли на берегах Малой Азии нуждаются в собственном оракуле. Тогда при решении важнейших дел жителям не пришлось бы добираться до материка, где в Дельфах при храме Аполлона находилась прорицательница-пифия, вещавшая волю богов.

Итак, обратившись за советом к дельфийскому оракулу, милетяне получили обнадеживающий ответ: «Вам нужен свой оракул».

Храм Аполлона был запланирован к постройке в местечке Дидеме и должен был превзойти храм Зевса в Олимпии. Длина – 108 метров, ширина – 50; 120 колонн диаметром 2,3 метра, высотой 20 метров. По расчетам археологов на создание одной такой колонны должен был уйти год.

С начала строительства в 300 году до нашей эры прошло два века, а храм не был готов и наполовину. Древнегреческий географ Страбон объяснил задержку строительства тем, что тогдашние инженеры не знали, как перекрыть столь огромный храм.

Как следовало поступить строителям?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Крыша должна быть, чтоб закончить строительство храма, и крыши не должно быть, поскольку храм настолько огромен, что неизвестно, как перекрыть его крышей.



Руины храма Аполлона в Дидеме близ Милета (Малая Азия)

РЕШЕНИЕ:
Крыша идеальна, когда ее нет, а функция крыши выполняется. По меркам строительства – крыша представляет собой часть конструкции здания, венчающей сооружение. Ничто (включая благоприятные климатические условия) не мешало объявить храм уникальным сооружением БЕЗ крыши, что только повысило бы его привлекательность в глазах паломников. Более сильный дополнительный ход – объявить храм на законных основаниях «продолжающимся проектом» и ставить колонны вдоль всего побережья на протяжении многих столетий…

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Закон повышения идеальности (свёртывание элементов системы)
Прием «обратить вред в пользу»

КОММЕНТАРИЙ:
Есть и практическая польза от развалин циклопического «несостоявшегося» восьмого чуда света. На мраморных стенах тогдашние архитекторы начертили различные узлы здания. Нет другого места в мире, где историки могут узнать о технологии строительного дела в те давние времена.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в строительстве



Пример технологии древнегреческих строителей.
Каннелюры (желобки) на теле колонны делались после того, 
как мраморные блоки-барабаны ставили один на другой
 и получали гладкую колонну.
Лишь потом по отвесу прочерчивали риски, 
размечавшие желобки.

пятница, 15 октября 2010 г.

Карточка №119 «Идеальная творческая стратегия: от яруса к ярусу»

ИСТОЧНИК:

Альтшуллер Г., Верткин И. «Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности»

СИТУАЦИЯ:

«1.Творческие разработки могут вестись на трех уровнях:
1) решение конкретной технической задачи (усовершенствование электрофильтров, применяемых в производстве цемента);
2) решение общетехнической (или общенаучной) проблемы (беспылевое производство пылящих веществ);
3) решение социально-технического (или социально научного) комплекса проблем (создание экологически устойчивого мира);

Иногда эти ступени проходит один человек (пример: К.Э.Циолковский)
Другие примеры:
Автомобиль – автотранспорт – «автомобильная цивилизация»
Самолет – авиация – «авиационная цивилизация»
Батискаф – «батисредство» - «батицивилизация»
2. На каждом уровне могут вестись разные по масштабам разработки. Можно, например, создавать принципиально новый вид морского транспорта; можно изобретать новый вид трапа для морских судов. Масштабы разные, но качественно уровни разработок одинаковые: решается локальная техническая задача.

Видимо, правильнее говорить не об уровнях (плоскостях, ступенях), а я ярусах (слоях, пластах). Нижний ярус – узкотехнический, узконаучный, узкохудожественный. Средний ярус – общетехнический, общенаучный, общехудожественный. Верхний ярус – общечеловеческий: социально-технический, социально-научный, социально-художественный, социально-организационный.

3. В каждом ярусе процесс разработки разворачивается во времени. Типичный временной спектр выглядит так (рис.1):
Выбор направления (н)
Постановка конкретной задачи (з)
Сбор необходимой информации (и)
Решение (р)
Внедрение или начало внедрения (в)»



Возможно ли построение идеальной творческой стратегии?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Идеальная творческая стратегия должна быть… и её не должно быть.

РЕШЕНИЕ:
«4. Идеальная стратегия творческой личности – когда человек кратчайшим путем выходит на решение задач третьего (верхнего) яруса р3 и внедрение в3 (рис.2).



Схема эта нереальна: продвижение вверх (с нижних ярусов в верхние) невозможно без постановки и решения конкретных задач нижних ярусов, без сбора необходимой для этого информации.
…График практически осуществимой идеально-реальной стратегии выглядит иначе. В наиболее типичном случае переход в следующий ярус происходит после решения задачи предыдущего яруса (рис.3): появляются новые спорные идеи, позволяющие увидеть вышестоящий яру. Нередко путь наверх становится возможным благодаря обобщению идей, возникающих при решении нескольких задач нижнего яруса.




5. Реальная картина далека от графика на рис.3. Чаще всего человек так и остается в нулевом творческом ярусе. Переход на первый ярус – уже само по себе определенное достижение. Даже если такой переход осуществляется один раз и на сравнительно короткое время…

…Особенность стратеги, выделенной двойной линией на рис.3, и состоит в том, чтобы избежать ловушек на отрезках в1 и в2: добиваться внедрения решений первого и второго яруса нужно, но в той мере, в какой это не съедает сил и времени для продвижения к в3.

6. Трудности внедрения растут с подъемом вверх: казалось бы, какая разница, где завязнуть… Почти никому из поднявшихся в третий ярус не удается далеко продвинуться по в3. Но здесь есть важная особенность: на всех ярусах возможно промежуточное внедрение – опубликование. Оно, правда, почти ничего не дает на первом ярусе, но многое значит для идей второго яруса. А в третьем ярусе опубликование и есть реальное в3 (или начальная фаза реального в3). Внедрение в3 преимущественно духовное, нематериально, в2 – духовно-материальное, в1 – материальное. Отсюда парадокс: в3 может быть достигнуто одним человеком (теория Максвелла, теория Эйнштейна, теория Циолковского); для достижения в1 обычно нужен коллектив, а для достижения в2 – группа коллективов.



7. Здесь должен возникнуть упрек: ах, вы призываете к построению теорий (притом с социально-философским уклоном) – в ущерб практике, конкретным научно-техническим свершениям. Ничуть не в ущерб! Мы говорим о другом: социально-филослфское осмысливание должно опережать конкретные научно-технические разработки. Ненормально, когда сначала внедряется атомная энергетика, а потом только появляется мысль о новм мышлении в атомный век…. Мысль должна опережать дело; нельзя сначала суетиться, а потом думать.

8. Есть еще одно важное соображение в пользу «стремления вверх». Решение р2 задачи второго яруса дает «гроздь» новых задач первого яруса 1-3 (рис.4). Решение р3 задачи третьего яруса дает «пучок» задач второго яруса I, II со своими «гроздьями»» задач первого яруса 4-6, 7-9.
Задачи в «гроздьях» резко отличаются от обычных задач первого яруса. «Гроздьевые» задачи относятся к новому комплексу проблем, жизненно важных для человечества. Таким образом, путь на первый ярус в обход (через второй и третий ярусы) дает возможность прогнозирования ключевых для будущего идей, задач, решений.

9. У «гроздьевых» задач есть еще одна важная особенность: их решение обеспечивает – в сумме – не только решение р2 и р3, но и может служить началом перехода к принципиально новы проблемам второго и третьего ярусов (…)»


ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Комплексное изпользование законов развития систем

КОММЕНТАРИЙ:
«10. Творческая личность должна уметь
-подниматься от р1 к н2 и от р2 к н3;
-спускаться от р2 и р3 к «гроздьевым» задачам первого яруса 1-9;
-подниматься от «гроздьевых» задач к новым проблемам верхних ярусов (стрелка от 9 к н2.1 на рис.4).

11. Одна из наиболее обидных ошибок: изобретатель поднимается на второй или третий ярусы, получает» гроздья» новых задач первого яруса… и увлекается их решением, не замечая, что некоторые решения этих задач могут быть обобщены до новых проблем второго и третьего ярусов…»


КАТЕГОРИЯ:
ЖСТЛ (Жизненная Стратегия Творческой Личности)



Ге́нрих Сау́лович Альтшу́ллер (лит. псевдоним — Генрих Альтов) (15 октября 1926, Ташкент, Узбекская ССР, СССР  24 сентября 1998, Петрозаводск, Республика Карелия, Россия) — автор ТРИЗ—ТРТС (теории решения изобретательских задач — теории развития технических систем), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), изобретатель, писатель-фантаст.

четверг, 14 октября 2010 г.

Карточка №118 «Гусь лапчатый или Как правильно склеить ласты»

ИСТОЧНИК:
В.Головин, «Сто затей двух друзей»

СИТУАЦИЯ:
«…Лучшим брассистом неожиданно стал Ромашкин. Все знали, что до сих пор он проигрывал двум самым быстрым лягушатам» - Нине Соколовой и Наташе Ивановой. А сегодня Мишка вдруг оставил далеко позади двух самых резвых пловчих…»

Как Ромашкину это удалось, ведь не ласты же он на ноги надел?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Ласты должны быть, чтобы установить рекорд, и их не должно быть, поскольку их попросту нет.

РЕШЕНИЕ:
«…Когда он вылез из воды, все увидели секрет его необыкновенного успеха. Оказывается, Мишка незаметно надел на пальцы резиновые перепонки из старой негодной футбольной камеры, где для пальцев были прорезаны два ряда дырочек…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «посредник»

С позиции используемого в ТРИЗ вепольного анализа (вещество1 – поле – вещество2: минимальная модель работоспособной технической системы), Мишка достроил неполный веполь-триаду до полного веполя: к «изделию» (рука) добавил «инструмент» (перепонку). При взаимодействии с водой модернизированная рука действовала как ласта, усиливая отталкивание. Не находите, что налицо зачатки современной «киборгизации», этакий резиновый «гаджет-полуперчатка»? J

КОММЕНТАРИЙ:
«… - На хитрость пустился… Смотри, Нина и Наташа чуть не плачут от досады, а он гогочет. Гусь лапчатый! – зароптали зрители…»

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ - детям


среда, 13 октября 2010 г.

Карточка №117 «Hand-test: рука руку моет»

ИСТОЧНИК:

Лекции по психодиагностике на факультете психологии СПбГУ
Бездонные просторы Интернета
Законы развития технических систем (ЗРТС)
Личные соображения автора блога

СИТУАЦИЯ:
Тест руки (Hand-test, Тест Вагнера) - проективная методика, направленная на изучение агрессивного отношения и поведения. Разработан Б. Брайклином, З. Пиотровским, Э. Вагнером.

Стимульный материал состоит из 9 изображений кистей рук и одной пустой карточки, при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения показываются последовательно.

Обследуемому дается инструкция ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек с такой рукой). Допускается указывать для каждой карточки несколько вариантов действия.

Количественный показатель открытого агрессивного поведения рассчитывается по определенной формуле. Для уточнения мотивов агрессивного поведения следует дополнительно проанализировать получившийся профиль.

Можно ли усовершенствовать данную методику диагностики, используя законы развития систем?




СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Тест руки должен быть… и его не должно быть.

РЕШЕНИЕ (ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ):
1. В оригинальном варианте методики карточка с изображением руки имеет квадратную форму и предъявляется всегда в одном и том же положении. Предложение: карточка имеет круглую форму. На обороте карточки имеется «нулевая» метка для обозначения «стандартного» положения руки и метки, позволяющие определить, на какой угол испытуемый самостоятельно развернул карточку относительно стандарта.

2. Ввести стимульный материал с изображением двух рук (левой и правой) на одной карточке. Это в большей степени соответствует ситуации социального взаимодействия (невербального поведения), система становится полной, завершенной.

3. Закономерности развития систем требуют перейти к динамичной, гибко меняющейся системе диагностики. Возможно использование стимульного материала не в виде статичного изображения, а в качестве видеоряда (короткого ролика), в котором демонстрируется определенное движение руки (двух рук). Современные компьютерные технологии позволяют это сделать.




ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Закон динамизации систем
Переход к бисистеме (сдвоенной системе)

КОММЕНТАРИЙ:
Изменения в стимульном материале и в способе его подачи испытуемому потребуют дополнительных исследований для придания тесту требуемой валидности и в целях обеспечения достоверности результатов тестирования.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в психодиагностике


Пародия на Тест Руки :)

вторник, 12 октября 2010 г.

Карточка №116 «Сократим и умножим!»

ИСТОЧНИК:

Поиск новых идей: от озарения к технологии. – Кишинев., 1989

СИТУАЦИЯ:
Некоторое устройство получает сигналы U1 (да) и U2 (нет). Для каждого сигнала имеется канал усиления, причем коэффициенты усиления обоих каналов (К1 и К2) могут быть неравны. После усиления сигналы вычитаются, и в зависимости от знака разности идет команда в последующие узлы системы. Поскольку эта команда зависит от разности U1K1 U2K2, то из-за неодинаковости K1 и K2 возможны ошибки, например, слабый сигнал U1 (да), пройдя через большое усиление, может оказаться сильнее большего по величине сигнала U2 (нет), получившего меньшее усиление.

Как сделать, чтобы устройство никогда не ошибалось, даже при существенной разнице в коэффициентах усиления?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Сигналы должны быть равны… и не должны быть равны

РЕШЕНИЕ:
Используем формулы сокращенного умножения из алгебры. В один канал подаем сумму сигналов U1 + U2, а в другой канал – разность U1 – U2. Затем полученные сигналы K1(U1 + U2) и K2(U1 – U2) перемножаем. В сигнале K1K2(U12 - U22) коэффициенты усиления вынесены за скобку и не влияют за знак разности.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Математический эффект (формулы сокращенного умножения)

КОММЕНТАРИЙ:
Красивое решение технической задачи, не связанное с грубым манипулированием «железяками».

«Математику уже за то любить надо, что она ум в порядок приводит» (М.Ломоносов)


Напоследок немного юмора и самоиронии:


Армянскому радио задают вопрос:
- Нужна ли милиционеру высшая математика?
Армянское радио отвечает:
- Нет, знание высшей математики в данном случае необязательно. Достаточно хорошо знать два элементарных действия - отнять и разделить... ;)

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в схемно-структурных задачах

Карточка №115 "Мифические личности"



 «Это игра не для стариков! Пришлите мальчиков»
Роберт Асприн
ИСТОЧНИК:

Роберт Линн Асприн, «Мифический цикл»:
Другой отличный миф
Иначе - это миф
Утверждение мифа - мифо-указания
Мифо-толкования
Мифические личности
Маленький мифо-заклад
Корпорация М.И.Ф. - связующее звено
МИФО-наименования и из-вергения
Корпорация М.И.Ф. в действии

ВВЕДЕНИЕ:
В «фэнтазийном» цикле Роберта Асприна мы знакомимся с главным героем – парнишкой по имени Скив, происходящим из технологически отсталого измерения Пент, что дает основания именовать его просто пентехом. Скив, будучи учеником колдуна-мага по имени Гаркин, попадает в зловещую ситуацию: его наставник погибает от руки наемного убийцы, и малыш остается один на один с ящероподобным демоном-извергом Аазом (демон – «демонстратор измерений»), вызванным из зловещего измерения Извр посредством магических манипуляций Гаркина…


Увлекательный сюжет, искрометный юмор, изобилие критических и безвыходных ситуаций, в которые попадают главные герои «мифического цикла» - все это выгодно отличает творчество Роберта Асприна на фоне сходных по жанру произведений.

СИТУАЦИЯ:
Вот одна из множества «безвыходных» ситуаций, в которую попадают Скив, Ааз и их боевые друзья.

Королевство Поссилтум, в которое Скив по конкурсу устроился придворным магом, живет в ожидании угрозы нашествия невиданной по мощи армии Синдиката, сметающей все на своем пути и покоряющей даже самые непокорные государства. Перед Скивом стоит неразрешимая обычными средствами задача: с помощью магии остановить армию неприятеля и не допустить захвата Поссилтума.

Скиву и его новому наставнику Аазу удается заручиться поддержкой нескольких опытных «демонов» из иных измерений, но силы явно неравны. Даже изощренные магические способы не в состоянии сдержать напор бездушной военной машины Синдиката…

В ходе переговоров с высшим руководством армии неприятеля выясняется, что враг и рад бы и закончить войну, но могущественный преступный Синдикат, курирующий эту кампанию, никак этого не допустит. Ситуация патовая, говоря шахматным языком; компромисс невозможен – кто-то должен победить. И, похоже, что этим «кем-то» станет Гланокомандующий армией Синдиката – Большой Джули…

Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Горстка демонов под руководством Скива должна победить непобедимую армию Синдиката … и не должна победить эту армию.

РЕШЕНИЕ:
В тот самый момент, когда ситуация достигает критического накала и героям грозит неминуемая гибель, не по годам сметливый Скив предлагает красивое решение к общему удовольствию обеих сторон военного конфликта...

Армия Большого Джули должна быть попросту распущена; ее воины, уставшие от многолетнего кровопролития, становятся обычными гражданами Поссилтума и занимаются ремеслами и другими привычными делами. Королевство же получает дополнительные «пирожки»: огромную армию налогоплательщиков трудоспособного возраста, да к тому же способную встать под ружье в случае военной опасности. На том и порешили.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
"Обратить вред в пользу"
"Сделать наоборот"

КОММЕНТАРИЙ:
Как говорится - и волки сыты, и овцы целы. Но не тут-то было. Разве могущественный преступный клан сможет смириться с тем, что огромная завоевательная армия в одночасье исчезла, перестав приносить прибыль?.. Как развивались события дальше, вы сможете узнать из самого "мифического" цикла Р.Асприна. Не сомневаюсь, что получите массу удовольствия.

Я к удивлению своему обнаружил, что, кажется, до сих пор никто не предпринял попыток экранизировать столь яркую и великолепную цепь произведений. На мой вкус приключения Скива и его делового партнера чешуйчатого демона Ааза в художественном плане и сюжетных причудах на несколько порядков выше того же бесцветного Гарри Поттера или  «Властелина Колец». Впрочем, на вкус и цвет товарищей нет… J