суббота, 2 октября 2010 г.

Карточка №99 «Укрощение строптивого»

ИСТОЧНИК:
Альтов Г.С.  И тут появился изобретатель…/ Ил. А. Шабельника; Обложка С. Сачкова. – М.: Дет. лит., 2000. -   с.74

СИТУАЦИЯ:
«Кристаллы окиси алюминия выращивают из очень чистого расплава. Нельзя даже плавить окись алюминия в платиновом тигле: в расплав могут попасть атомы платины»

СИСТЕМНОЕ (техническое) ПРОТИВОРЕЧИЕ:
«В сущности, это изобретательская задача с четким физическим противоречием: сосуд должен быть, чтобы расплав не разлился, и сосуда не должно быть, чтобы расплав не загрязнился. Придется плавить окислы алюминия в… окиси алюминия»




РЕШЕНИЕ:
«Возьмем любой сосуд, наполненный окисью алюминия, и будем нагревать окись так, чтобы расплавилась только центральная часть. Получится расплав окиси алюминия в «тигле» из твердой окиси алюминия. Для нагрева надо использовать электромагнитную индукцию: источник энергии при этом не соприкасается с нагреваемым веществом.

Все прекрасно, но твердая окись алюминия – диэлектрик, она не проводит электрический ток. Значит, нет и электромагнитной индукции. Правда, расплавленная окись – проводник. Но для плавления нужен нагрев, а нагрева не будет, поскольку твердая окись – диэлектрик…

С задачами так бывает часто: осилишь одно противоречие, возникает другое, третье…  Как в беге с препятствиями: преодолел один барьер, а за ним еще барьер и еще…»

ИСТИННЫЙ КОНФЛИКТ (физическое противоречие):
«Итак, физическое противоречие: в окись алюминия необходимо добавить кусочки металла, чтобы возникла электромагнитная индукция, и нельзя добавлять кусочки металла, потому что загрязнение окиси недопустимо»

РЕШЕНИЕ-2:
«Изобретение, позволившее преодолеть это противоречие, оказалось удивительно простым. В окись алюминия перед началом плавки вводят кусочки алюминия. Алюминий хорошо проводит электрический ток, поэтому под действием индукции он быстро нагревается сам и нагревает окись алюминия – она начинает плавиться. Теперь алюминий не нужен, расплавленная окись сама проводит ток. И алюминий исчезает: при высокой температуре он просто-напросто сгорает, превращаясь в окись алюминия. А окись, естественно, не загрязняет окиси…»

КОММЕНТАРИЙ:
«Если в какое-то вещество надо ввести добавку, но по каким-то причинам этого нельзя сделать, следует использовать в качестве добавки имеющееся вещество, немного его изменив». Что значит «немного изменив»?

Изменения могут быть физические: нагреть, охладить, взять вещество в другом агрегатном состоянии и т.д. И химические: взять вещество не в чистом виде, а в виде соединения, из которого оно может выделиться, или, наоборот, взять простое вещество, а потом, когда оно сыграет свою роль, перевести его в химическое соединение»

Автору блога, далекому от химии, все же интересно: а сработал бы этот красивейший прием, если вместо алюминия взять благородный металл, скажем, - золото? Или пришлось бы применить другую хитрость?..




"Урок алхимии"
Ровена Моррилл

пятница, 1 октября 2010 г.

Карточка №98 «Злополучный кувшин»

ИСТОЧНИК:
М.Норбеков, «Где зимует кузькина мать или Как достать халявный миллион решений»

СИТУАЦИЯ и РЕШЕНИЕ:

        Ходжа Насреддин зовет своего сына, дает кувшин и говорит:
         - Сынок, в колодце вода тухлая, для гостя принеси воды из родника.
         Только сын уходит, Ходжа кричит:
         - Подожди, подожди, вернись!
         Дает ему подзатыльник:
         - Не разбей!
         Гость говорит:
         - Ходжа, у вас дурной нрав. Я своим детям даю подзатыльник, когда они кувшин уже разбили.
         - О, мой родной, какая польза от вашего подзатыльника, если кувшин уже разбит?




ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Прием «сделать заранее»
«Тренировочная нагрузка» (определение М.Норбекова)


ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Наказание должно быть, чтобы сын получил урок, и наказания не должно быть, поскольку повод для наказания еще не наступил

КОММЕНТАРИЙ:
Истории про Ходжу Насреддина – кладезь нетривиальных решений.
Приведенный пример – на стыке нашей реальнсти и теории «обратной причинности», не находите?

КАТЕГОРИЯ: ТРИЗ в педагогике




КАРТОЧКА В КАРТОЧКЕ (принцип «матрешки»):
Внимательно рассмотрите обложку книги и обратите внимание на характерное для ТРИЗ использование приема под названием «местное качество», когда сознательно выделяется одно, нужное свойство объекта: КАК ДОСТАТЬ МИЛЛИОН. Делается это, очевидно, для того, чтобы поднять привлекательность книги в глазах потенциального читателя, который обратит внимание именно на эти явно «денежные», такие притягательные для нашего глаза слова…

четверг, 30 сентября 2010 г.

Карточка №97 "Как не обидеть правообладателя: мнение профессионала

ИСТОЧНИК:
Привожу полностью мнение опытного специалиста в области авторского права, приведенное при обсуждении заметки Карточка №96 «Бизнес в Интернете: как не обидеть правообладателя?» в одной из групп ВКонтакте.

Группа "Интеллектуальная собственность. Авторское право: консультации, защита авторских прав, сопровождение"

СИТУАЦИЯ и РЕШЕНИЕ:

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА:

Виктор Пастернак
(личная страничка Вконтакте 
http://vkontakte.ru/victorpasternak)
пишет (цитата):

"Сергей, порядок деятельности и использования библиотечных ресурсов определён Федеральным законом "О библиотечном деле"(здесь и далее выделено мной – С.М.), который "является правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Российской Федерации. Он устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность". Кроме того указанный Федеральный закон "регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела в соответствии с принципами и нормами международного права".

Законом не раскрывается понятие "частной библиотеки". Если имеется в виду "личная" библиотека, то есть библиотека лица, обладающего гражданской правоспособностью, то это не совсем "библиотека" в смысле закона.

При этом в соответствии со ст. 22 Закона библиотека считается учрежденной и приобретает права юридического лица со дня ее регистрации в порядке, установленном действующим законодательством. Библиотеки, не обладающие правами юридического лица, в случае придания им статуса юридического лица проходят соответствующую регистрацию в порядке, установленном действующим законодательством.

Таким образом, законом не установлен порядок учреждения "личной" библиотеки, для которой, разумеется, если вкладывать в неё такой смысл, не требуется регистрация. Тем не менее, размещение в интернете является по смыслу Части 4 Гражданского кодекса "доведением до всеобщего сведения" - исключительное право на которое принадлежит правообладателю.

В продолжении заметки сделан правомерный вывод о "рискованности" такого подхода и так же сделан, как я думаю, неправильный вывод о "взаимопомощи". Именно правообладатель решает, каким именно образом расширять круг читателей, поэтому единственно правильным и цивилизованным способом помощи будет являться заключение лицензионного договора, хотя, конечно, совет автора всегда указывать правообладателя можно только приветствовать, хотя это вовсе не освободит от ответственности в случае спора при доказанности вины"
(конец цитаты)



to Виктор Пастернак
---------------------------
Спасибо за развернутый и исчерпывающий ответ, буду думать, как откорректировать идею...



Карточка №96 «Бизнес в Интернете: как не обидеть правообладателя?»

ИСТОЧНИК:
Конструктивные критические замечания читателей блога
Личные соображения автора

СИТУАЦИЯ:
При размещении материалов из иллюстрированных изданий в качестве контента (содержания, наполнения) блога может возникнуть щекотливая ситуация. Дело в том, что очень часто издатели прямо либо косвенно декларируют запрет на использование материалов своего издания на сторонних ресурсах, включая перепечатку, использование в электронных СМИ без письменного разрешения правообладателя. Как быть в такой ситуации?

ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Авторские права не должны быть нарушены, чтобы не входить в конфликт с правообладателями и законом, и авторские права должны быть нарушены, поскольку по опыту известно, что получить письменное разрешение правообладателя – большая сложность…

РЕШЕНИЕ:
Одним из возможных решений такой ситуации (безусловно, весьма и весьма спорным) может стать размещение в блоге сообщения примерно такого содержания:

ВНИМАНИЕ!
Данный информационный ресурс является виртуальным читальным залом частной библиотеки, доступ в которую открыт для строго ограниченного числа читателей.

Перепечатка материалов, выложенных на данном информационном ресурсе и использование их в любой форме, в том числе в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения соответствующей редакции и (или) правообладателя.

Каждое из представленных здесь электронных изданий предоставляется для целей ознакомления в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов. Любое коммерческое использование указанных изданий без согласия правообладателей запрещено.

Все замечания, вопросы, отзывы и пожелания направляйте по адресу


ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ: точно не определен
«Обходные пути»
Использование узких, неоднозначно трактуемых мест в законодательстве об авторских правах и интеллектуальной собственности

КОММЕНТАРИЙ:
В принципе, подобное решение нельзя признать эффективным на 100%, поскольку в случае возникновения у правообладателей претензий и обращении его в судебные инстанции, решение останется именно за судом, который будет оценивать и учитывать всю совокупность фактов по проблеме.

Давайте будем еще больше уважать интересы правообладателя и, по возможности, сделаем сканы изображений ссылками на его информационный ресурс, если таковой имеется. Это не что иное, как взаимовыгодное сотрудничество – и вы, и правообладатель получаете дополнительных читателей, не так ли?


Карточка №95 «Создаем сюжет для фильма, книги, сказки…»

ИСТОЧНИК:
Г.С.Альтшуллер. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. – 3-е изд., дополненное. – Петрозаводск: Скандинавия, 2003.

СИТУАЦИЯ:
«З а д а ч а  2.2. Надо придумать сюжет для сказки (или краткий сюжет мультфильма). Используем для облегчения первого шага фантограмму. Возьмем традиционный сказочный персонаж – мышь. На фантограмме выберем строку «Область распространения» и колонку «Уменьшение». Получилось вполне осмысленное сочетание: «Область -35- распространения мышей уменьшается». Остается «обыграть» эту исходную мысль, развернуть на ее основе сказочные события…»

Как быть?

ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Творческие способности у горе-писателя должны быть, чтобы создать целую кипу оригинальных сюжетов, и не должны быть, поскольку Муза в его хоромах даже не ночевала… J

РЕШЕНИЕ:
«Помните задачу 2.2? Требовалось сочинить сказку на тему «Область распространения мышей уменьшается». Если интересной сказки еще нет, давайте поразмышляем диалектично – как учит многоэкранная схема. Спроецируем на центральный экран 1 изображение и антиизображение. Пусть они столкнутся! Это даст противоречие, конфликт и движущую силу сюжета.

     Итак, тезис: область распространения мышей близка к нулю. Антитезис: мыши везде. Соединим тезис и антитезис, получится крепкое противоречие: мышей нет и в то же время их очень много. Для нетворческого мышления это тупик: «логика», здравый смысл тянут назад. Для творческого мышления противоречия, наоборот, служат надежной опорой.

     Допустим, мыши исчезли, они занесены в Красную книгу. Остался, быть может, десяток мышей на всю планету. Спрятались эти мыши где-то далеко-далеко, глубоко-глубоко… Поскольку сегодня мыши не в Красной книге, придется перенести действие на экран 7 и предположить, что события разворачиваются где-то в конце XXI века…

     Одну половину противоречия мы объяснили. А как быть со второй половиной? Как правдоподобно объяснить, что занесенные в Красную книгу мыши в то же время находятся  каждом доме?..  -91-



Применим теперь стандарты к задаче 2.2 о построении сюжета сказки.

     Начали мы с выбранного по фантограмме тезиса: «Область распространения мышей неограниченно уменьшается». Сформулировали антитезис: «Область распространения мышей неограниченно увеличивается». Соединив тезис и антитезис, получили противоречие: «Мышей нет и мыши есть». Объяснили первую -123- половину противоречия, перенеся действие на сто лет вперед: уцелевшие мыши спрятались так глубоко-глубоко и так далеко-далеко, что их уже полвека никто не видел… Теперь надо объяснить: почему при такой ситуации мыши оказались везде, в каждом доме.

     Знакомясь со стандартами, мы не раз встречали конфликтную ситуацию: вещество должно быть и вещества не должно быть. В сущности, такое противоречие и в нашем сюжете. Значит, можно использовать стандарты! Например, один из стандартов пятого класса: мышей нет, но есть их копии. Оптические копии.

     Итак, конец XXI века. В один прекрасный день по Всемирному ТВ детям показали старый-престарый фильм о мышонке… Ясное дело, дети стали звонить и писать Главному Директору Всемирного ТВ: хотим видеть живого мышонка! Директор, естественно, собрал чрезвычайное совещание. Как найти мышонка, если мыши (сохранились ли они?) прячутся в глубоких подземельях, куда невозможно ни пройти, ни пролезть…

     Собственно, сюжет первой серии сказочного мультфильма готов!

     Вторая серия начнется мудро и оптимистично: Главный Директор решил отправить на поиски мышей спецгруппу – семерку котов. Представляете, какая роскошная серия – отбор котов? Медкомиссия, собеседование, экзамены. Самое пикантное, что отборочная комиссия сама не знает, какие качества нужны для поиска мышей… Дети на всей планете следят – кого отберут. Очень выигрышная ситуация для рассказчика: семь котов – семь разных характеров (полисистема со сдвинутыми характеристиками)… Конец второй серии.

     Далее, казалось бы, надо бросить котов на поиск мышей. Но это примитив, ход не по ТРИЗ. Снова формулируем противоречие: «Коты есть, котов нет». Первая половина противоречия понятна: коты официально зачислены в списки спецгруппы, получают усиленное трехразовое питание… А что значит «котов нет»? Только одно: спецгруппа бездействует, не ловит мышей. Разрешение противоречия: оказывается, идет учеба! Эти интеллектуалы, коты XXI века, никогда не видели мышей и вообще морально как-то не подготовлены к выслеживанию и дракам. Итак, серия третья. Учеба. Академический вариант: профессора, лекции, семинары, зачеты, таблицы, графики, схемы… Один кот сбегает. Другой уходит в науку: у него возникла гипотеза, что, поскольку когда-то были летучие мыши, возможно, существовали и летучие коты; нужны археологические раскопки. Серия кончается тревожно: спецгруппа -124- вот-вот распадется. Противоречие: «Учеба есть, учебы нет». Четвертая серия: за обучение котов берется старый фельдфебель.

     …Прелестная получается сказка! Озорная и поучительная, пружина сюжета закручена сознательным конструированием противоречий, разрешаемых стандартными приемами. Дальше начинает работать внутренняя логика сюжета, а при затруднениях всегда можно снова подбавить очередное противоречие...»






ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Законы развития технических систем
Стандарты на решение изобретательских задач
Приемы разрешения технических противоречий


КОММЕНТАРИЙ:
«Муза, - она никогда не съест карапуза…» J


В тексте выделенные цветом цифры указывают на окончание соответствующей страницы книги.


среда, 29 сентября 2010 г.

Карточка №94 «Бизнес в Интернете: в поисках Идеального Продукта»

ИСТОЧНИК:
Бездонные просторы Интернета

СИТУАЦИЯ:
Один из видов  «идеального продукта» для бизнеса в Сети – электронные книги. Но возникает сложность при построении такого электронного бизнеса: надо, чтобы покупатель электронной версии книги, получив её, обязательно заплатил за «отгруженный» товар. С позиции же покупателя – он должен получить товар, прежде чем решится отдать за него свои деньги… Системное (техническое) противоречие налицо… Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Покупатель должен получить товар до его оплаты, чтобы ознакомиться с его потребительскими качествами и принять решение о покупке, и покупатель не должен получить товар, пока не заплатит за него.

РЕШЕНИЕ:
Электронная книга упакована в самораспаковывающийся архив (WinZip 2010, WinRARC). Получив «бесплатный» файл (скачав его свободно с сайта электронного магазина), покупатель получает сам товар, но не доступ к нему. При распаковывании файла покупатель встречает пояснение-инструкцию:

«Внимание! Этот файл защищен паролем. Чтобы продолжить, необходимо ввести пароль. Чтобы ввести пароль, выберите страну.

2. Укажите свой номер телефона для получения пароля.
На указанный Вами номер отправлено сообщение для получения пароля к архиву.

2а. Содержание полученной СМС-ки: «Для получения пароля отправьте в ответ текст ОК. Поддержка http://sms911.ru»

3. Введите полученный пароль»

Итак, выполняя инструкции по открытию файла книги, покупатель вынужден оплатить товар путем отправки смс-ки на короткий номер. После этого он получает ключ-пароль, позволяющий активировать продукт и пользоваться им свободно.



(Попытка разблокировать файл через вкладку «Свойства» ведет к тому, что система всё равно предлагает отправить смс-ку для получения пароля – требуется ввести и отослать свой возраст J)

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Закон идеализации системы
Прием «сделать чуть меньше требуемого»
Прием «сделать заранее»

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ:
Скачать файл и посмотреть, как устроена продающая система, Вы, конечно, можете. Однако я не могу рекомендовать вам высылать СМС на короткий номер по указанному при распаковке файла телефону. Сам я делать пока это поостегрегся, не получив консультации у специалистов, поскольку источнику на 100% не доверяю. Подзадача: как заставить покупателя поверить в вашу порядочность и отослать СМС для оплаты покупки?

Решение:
В сообщение при распаковке архива следует вставить рекомендацию: проверить «репутацию услуги» путем отправки СМС по известному короткому номеру, предоставляемому оператором мобильной связи. Тогда покупатель сможет точно узнать, является ли номер «мошенническим» или нет и какая точно сумма будет списана с его телефонного счета.

КОММЕНТАРИЙ:

1. Предложенный способ «упаковки» продукта имеет уязвимости. Так, файл, видимо, можно «крякнуть» при помощи специальной программы и получить к нему несанкционированный доступ. То есть, возникает дополнительная подзадача по устранению уязвимости. Для это необходимо разбираться в технических деталях.

2. Решение может быть дополнено: пусть покупатель имеет возможность оценить качество продукта перед его покупкой. Для этого необходимо приоткрыть для него доступ к содержимому (первая глава, например). Для реализации этого решения также требуется разбираться в технических деталях конструирования таких файлов.


3. В идее такого защищенного паролем архива можно «продавать не продавая» не только электронную литературу, но и программное обеспечение (например, исходник программы-советника для автоматической торговли на валютном рынке FOREX»). Можно пофантазировать и придумать другие применения идее.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в бизнесе



Карточка №093 «Волшебный платок»

ИСТОЧНИК:
В.Головин, «Сто затей двух друзей»

СИТУАЦИЯ:
«…Запасся необходимыми новинками и Ромашкин. Пока всем было видно, как сбоку его пояса свисала микрофляга». Мишка надумал сделать её из резиновой оболочки для воздушного шара. Правда, его фляга вмещала воды немного. Но ведь в походе даже глоток воды может быть дороже золота. Тем более, что налил он в свою фляжку крепкого, чуть подслащенного чая. Такая жидкость, по его мнению, лучше всего утоляла жажду и прибавляла бодрости.

- Но водичка из твоей фляжки-баклажки будет теплая-претёплая. Такую и хлебнуть противно. Брр! – сказала, поморщившись, Нелли.

- А мы её охладим!

- Чем? У тебя холодильник, что ли , в рюкзаке? Или лед с собой тащишь?

ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Холодильное вещество должно быть… и не должно быть.

ИДЕАЛЬНЫЙ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Внешняя по отношению к фляге среда САМА охлаждает воду во фляге.

РЕШЕНИЕ:
Ромашкин вместо ответа слегка смочил водой носовой платок, вложил в него свою микрофлягу, привязал платок к бечевке и стал со свистом вращать над головой.

- Задумал теперь свою флягу раскрутить и выбросить? Давно пора…

Мишка перестал вращать свой снаряд и сказал:

- Попробуй на ощупь, как охладилась вода в моей баклажке. Я не так глуп как ты…

Тут Ромашкин сделал длинную паузу и, видя, что оскорбленная Нелли надувает губы, добавил:

- Не так глуп, как ты… думаешь. Ведь когда мокрое белье сохнет, оно всегда холодное, потому что из него испаряется вода. Когда я крутил сырой платок с фляжкой, он также охлаждал мою воду.



ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Использован физический эффект (испарение жидкости ведет к снижению температуры присоединенного объекта)

КОММЕНТАРИЙ:
С точки зрения применяемого в ТРИЗ вепольного анализа (вещество1+поле+вещество2: минимальная модель работоспособной системы) – достроен полный веполь, введено второе вещество (смоченный водой платок) и поле центробежных сил.

КАТЕГОРИЯ: ТРИЗ - детям



вторник, 28 сентября 2010 г.

Карточка №92 «Бизнес в Интернете: создаем трафик на блог (сайт)

ИСТОЧНИК:
Личные соображения и опыт автора
Замечания и пожелания читателей этого блога

СИТУАЦИЯ:
Надобно создать устойчивый и растущий трафик (поток посетителей-читателей) на ваш блог (сайт). Как быть?

ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Содержание блога (сайта) должно быть интересным для читателей, чтобы он снова и снова посещали блог, и содержание блога не должно быть интересным, поскольку автор не обладает ни красотой слога, ни другими литературными способностями.

ИДЕАЛЬНЫЙ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Содержание блога (сайта) САМО заставляет посетителей не только регулярно посещать этот информационный ресурс, но и рекомендовать его своим друзьям и знакомым. Трафик увеличивается изо дня в день, из недели в неделю, из месяца в месяц…

РЕШЕНИЯ:

ПРИМЕР-1:
Название блога: «ПРОСТО И ВКУСНО»


Примерный адрес: prosto-i-vkusno.blogspot .com
Образец сообщения в блоге:




Рекомендации:
Можно чередовать материал: картинки с рецептами, взятыми из иллюстрированного издания, и полезные советы, почерпнутые из разных источников.


ПРИМЕР-2:
Название блога: «Край карельский, край лесной»



Примерный адрес: kondopoga.blogspot .com
Образец сообщения в блоге:



 Рекомендации:
Перемежать сканы из иллюстрированного альбома «Кондопога» интересными кусочками информации из истории края, заметками о его достопримечательностях, людях и пр.


ПРИМЕР-3:
Название блога: «СОБАЧЬЯ РАДОСТЬ»


Примерный адрес: dogs.blogspot .com
Образец сообщения в блоге:


Рекомендации:
Перемежать фото из книги-альбома с интересной информацией из области кинологии (науки о собаках). Например: образы знаменитых четвероногих друзей в искусстве – пудель Артемон, Лэсси, Белый Бим – Черное Ухо, собака Понтия Пилата, собака Баскервилей, задача о собаке и охотнике («Злой дух Ямбуя») и т.д.

ПРИМЕР-4:
Название блога: «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ»



Примерный адрес: pochemuchka.blogspot .com
Образец сообщения в блоге:



Рекомендации:
В некоторых иллюстрированных изданиях стоит прямой запрет на перепечатку материалов под страхом страшной кары. Решайте сами, как быть: отказаться от этой затеи, выбрать другое издание или испросить письменное разрешение владельцев авторских прав на свою собственность. А можно решить эту проблему как изобретательскую задачу: нарушение прав должно быть… и не должно быть J

Ваш покорный слуга, к слову, придерживается радикальных взглядов на авторские права и их защиту (см., например, Карточка №43)


ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Утилизация (использование) подручных дешевых или доступных информационных ресурсов внешней среды.

КОММЕНТАРИЙ:
При достаточно развитой фантазии вы в состоянии заполнять свой блог интересной для читателя информацией ежедневно на протяжении многих лет. Важно: тематика блога должна соответствовать вашим интересам и интересам потенциальной аудитории, в которую вы целитесь.

Не забывайте делать фотографии-картинки в вашем «непродающем-а-создающем-трафик» блоге  ссылками на основной, деловой, «продающий» ресурс (сайт, блог). Тематика «продающего» и «непродающего» блога также должна хоть примерно совпадать.

Для дела потребуется сканер, иллюстрированные издания по теме блога и 15-30 минут времени ежедневно.

ПРИМЕЧАНИЕ:
Остается вопрос – сделать-то блог и наполнить его содержанием теперь не проблема. Но как дать знать о блоге рассеянным по всему миру читателям?

Ответ: нужно ловить рыбу там, где она водится.

Пример: «Каталог эффективных решений. ТРИЗ» был создан 1 сентября 2010 года как пилотный проект, для оценки технических возможностей платформы «Блоггера». За неполный месяц были даны ссылки на блог в 4-х группах ВКонтакте (Форекс, сахарный диабет, ТРИЗ) и на двух форумах вне Контакта.

Результат: ежедневный объем трафика на этот блог (и другие блоги автора со смежной тематикой, не подвергавшиеся никакой дополнительной «раскрутке») составляет от 30-ти до 80-ти человек в день.

География аудитории: Россия, США, Канада, Германия, Бельгия, Финляндия, Беларусь, Бразилия, Колумбия, Сингапур, Чехия, Украина…

Карточка №91 «В порядке очереди»

ИСТОЧНИК:
Личные наблюдения автора

СИТУАЦИЯ:
Очередь на прохождение флюорографии в городской поликлинике. Две группы людей – одни ждут очереди на прохождение диагностики, другие уже прошли процедуру и терпеливо ожидают, когда вынесут ответы. Я – во второй группе.

ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Надо получить ответ без очереди, как можно быстрее, и нельзя получить ответ без очереди.


РЕШЕНИЕ-1:
Прошло минут 15. Ничего не происходит. Неожиданно одна из женщин нашей второй группы подошла к двери в кабинет, осторожно заглянула туда и спросила:

- Простите, а можно мне ответ позже получить?
- Как Ваша фамилия?
- Николаева.
- Вот, возьмите ответ.

По коридору пронеслась волна из тяжелых вздохов.

Я уже догадываюсь, что последует дальше, а также что будет за этим самым ДАЛЬШЕ. Но молчу, хочется проверить свои предположения.

РЕШЕНИЕ-2:
Ровно через полминуты вторая женщина решительно открывает дверь в кабинет и задает вопрос:
- А можно и мне получить ответ, я опаздываю на работу?
- Я же сказала – ждите, сейчас вынесу ответы, - раздался раздраженный голос из-за двери.

Прошло еще 15 минут, и ответы наконец-то появились на руках у одуревшей от ожидания публики…

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Прием «сделать наоборот»

КОММЕНТАРИЙ:
Ни убавить, ни прибавить. Как говорится, ТРИЗ - в очередном порядке J



Становись в очередь!

Карточка №090 «Кукла Маша, не плачь!»

ИСТОЧНИК:
Альтов Г. И тут появился изобретатель. – М., 2000. с.13
Альтшуллер Г.С., «Найти идею» (электронное издание)

СИТУАЦИЯ:
«Представьте себе пустую комнату – только на подоконнике лежит кукла. С потолка на большом расстоянии друг от друга спускаются две тонкие бечевки. Нужно соединить, связать их нижние концы – и сделать это должен один человек. Если взять конец одной из бечевок, невозможно дотянуться до другой. Кто-то должен подать, отклонить вторую бечевку. Но задача для одного человека, и подать вторую бечевку некому…»

ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Второй человек должен быть, чтобы подать веревку, и второго человека быть не должно, поскольку его попросту нет рядом.




РЕШЕНИЕ:
«Решение доступно и малышам, понятия не имеющим о физике. Надо раскачать вторую бечевку. Сама она не раскачается – слишком тонкая. Поэтому нужно подвесить к ней груз, куклу. Вот и все, задача решена!

Можно усложнить условия: пусть в комнате лежат воздушные шарики и кукла. Шарики не подходят в качестве груза, они слишком легки. Но почему-то именно шарики привлекают внимание решающих задачу, о кукле вспоминают не сразу. Можно еще усложнить задачу: уберем из комнаты все предметы. Догадается ли малыш снять ботинок и подвесить его вместо груза?..

Как видите, задача не изобретательская… и все-таки чем-то похожа на изобретательскую. Чем именно похожа – об этом мы поговорим позже. Сейчас же отметим, что нет глухой стены между задачами, относящимися к разным видам деятельности, - в науке, технике, искусстве и т.д. В этой книге в основном будет говориться об изобретательстве. Но адресована книга тем, кто хочет научиться решать самые различные творческие задачи».


Куклы-марионетки
Рис.: Борис Валеджо

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
По терминологии используемого в ТРИЗ вепольного анализа перед нами неполный веполь (от слов «вещество-поле»).

Есть два вещества (две веревки), но они не взаимодействуют между собой – нет подходящего поля. По правилам вепольного анализа необходимо рассмотреть одно вещество (одну веревку). Надо добавить к веревке второе даровое или дешевое вещество, отзывающееся на механическое поле, то есть достроить веполь до трех элементов.

КОММЕНТАРИЙ:
Вторым веществом может быть также (навскидку):
- кукла, привязанная к веревке
- ботинок, привязанный к веревке
- резиновая перчатка, наполненная водой и привязанная к веревке (жалко, что ни перчатки, ни воды под рукой нет…)
- идеальнее всего было бы использовать ресурс самой веревки – завязать на ее конце массивный узел, который послужит грузом, заменяющим куклу (второе вещество есть, и его как бы нет)

В качестве дополнительного бонуса держите фотографию, наглядно демонстрирующую, что такое ФРАКТАЛ (термин из синергетики - нелинейной динамики).

 

А теперь домашнее задание: как должна выглядеть перчатка для такой, с позволения сказать, руки? Изобретательская задача, однако… J

КАТЕГОРИЯ:
- ТРИЗ – дошкольникам
- Синергетика и нелинейная динамика – младшим школьникам

понедельник, 27 сентября 2010 г.

Карточка №89 «Планетарий у нас дома»

ИСТОЧНИК:
В.Головин, «Приятели-изобретатели»

СИТУАЦИЯ:
Требуется создать эффективное наглядное пособие по астрономии. Как быть?

ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Наглядное пособие должно быть… и не должно быть.

РЕШЕНИЕ:
«… Спустя две-три недели Мишка, хитро улыбаясь, пригласил всех своих друзей к себе домой.

- Если хотите посмотреть и даже потрогать руками звезды, планеты и Луну, то приходить ко мне сегодня вечером…

… Часть ромашкинской комнаты была таинственно отгорожена простыней с силуэтом ракеты и надписью «КОСМОС».

… Гости разместились по двое на стульях, погас свет. Стало темным темно, как в черную, беззвездную ночь. И вдруг, когда их глаза привыкли к мраку, перед ними внезапно засверкала яркими звездами бездонная глубь неба. Все ахнули. У Ромашкина дома был свой планетарий…


- Что надо иметь, чтобы смастерить такой планетарий? – спросил Мишка. – Нужны самые простые вещи – футбольная камера, карманный фонарик с точечной электролампочкой, простыни, удочки, клей, чернила, бумага, иголка и, конечно, карта звездного неба.

…Из старых длинных удилищ Мишка согнул и связал округлый каркас, к которому подшил широкие простыни. У него получилась сфера – как бы четвертая часть огромного шара. На этом небосводе, как на экране, в темноте и сияли звезды – лучи карманного фонарика, установленного в черном бумажном колпаке, который Ромашкин сделал с помощью футбольной камеры. Он её сильно раздул, смазал поверхность вазелином и затем заклеил всю черной фотобумагой. Когда колпак просох, Мишка вынул из него камеру, взял карту звездного неба и аккуратно перерисовал карандашом все главные небесные созвездия, Большую и Малую Медведицу, Орион и другие. Затем тонеькой иглой он наколол множество разной величины дырочек. Свет от лампочки проходил через эти отверстия, проектировался на простынном небе и перед зрителями возникла волшебная звездная картина…

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «копирования»
Использование надувных конструкций
Использование дешевых ресурсов (подручных средств)

КОММЕНТАРИЙ:
- Такой планетарий, - сказал в заключении учитель физики Александр Иванович, - не плохо иметь и у нас в школе. С его помощью можно разъяснять небесную механику, да и показать кое-кому из школьников и взрослых, что на небесах богу нигде нет места…

ТРИЗ - школьникам