воскресенье, 25 августа 2013 г.

Карточка №432 «Чародей физической лаборатории»

ИСТОЧНИК:
Сибрук В., Роберт Вильямс Вуд. Современный чародей физической лаборатории. – М., 1960.

СИТУАЦИЯ:
Выдающийся американский физик-экспериментатор Роберт Вуд ради развлечения сам писал пейзажи маслом. В ходе своих художественных изысканий он заметил, что освещенность ярких мест на картине, изображающей пейзаж, производит очень приятный эффект. Так, пятно солнечного света, пробивающееся сквозь листву и падающее на зеленый луг, усиливает впечатление, производимое на зрителя.

Вуд поставил перед собой задачу усилить освещенность ярких мест картины, однако оказалось, что белила всего в шестьдесят раз ярче употребляемой художниками черной краски, а вот освещенность залитой солнцем белой стены дома превышает освещенность затемненного подъезда почти в тысячу раз. Как усилить эффект освещенности при создании художественных полотен?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Контраст между разными участками картины должен быть большим, чтобы усилить впечатление от просмотра, и контраст должен быть маленьким, поскольку обычные изобразительные средства не способны его усилить.

РЕШЕНИЕ:
Роберт Вуд изобрел оптический метод интенсификации освещения картин. Он фотографировал оригинал, печатал с негатива диапозитив, а затем проецировал его на картину. При этом Вуд так выбирал расстояние от источника освещения, чтобы изображения в точности совпадали. При такой технологии светлые пятна картины были предельно ярко освещены, а тени оставались темными, передающими истинную градацию цветовых тонов.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип местного качества:
в) каждая часть объекта должна находиться в условиях, наиболее соответствующих ее работе

КОММЕНТАРИЙ:
Предложенное Вудом решение давало поразительный эффект: в затемненном помещении изображенный на картине ландшафт сиял изумительными бликами солнечного света. Если на такую картину смотреть несколько минут, а затем отключить проектор и зажечь в комнате освещение, картина кажется такой, словно ее давно не очищали от пыли.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в художественных системах