воскресенье, 28 августа 2011 г.

Карточка №327 «Удачной охоты!»

ИСТОЧНИК:
Линевский А., «Листы каменной книги», историческая повесть

СИТУАЦИЯ:
Льок, молодой и неопытный колдун далекого северного племени, оказался в затруднительной ситуации. Прежний колдун, внезапно ушедший к предкам, не успел передать преемнику никаких премудростей колдовского дела. Приближался сезон большой охоты на гусей, а в обязанности чародея входило обеспечить удачный промысел. Вот только как это сделать?

В землянке старого колдуна Льок обнаружил шкуры животных с их изображениями и камни с выбитыми на них изображениями промысловых рыб. Очевидно, старик каким-то образом приманивал добычу. Но Льок понятия не имел о том, как это делается. Если заклинания колдуна не помогут охотникам добыть много зверя, гнев сородичей падет именно на него, а Главный охотник племени, Кремень, и так относится к Льоку с крайней неприязнью. Вот если бы охотники сами могли колдовать на удачную охоту… Да только заходить им в жилище колдуна нельзя, как нельзя и выносить магические предметы из землянки колдуна. Как же Льоку обеспечить магическую помощь охотникам, не рискуя при этом своей репутацией?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Льок должен провести колдовской обряд, чтобы обеспечить удачную охоту, и не должен провести обряд, чтобы в случае неудачного промысла на него не пал гнев соплеменников.

РЕШЕНИЕ:
Молодой колдун выбил на Священной скале племени изображение большого гуся и предложил каждому охотнику попасть в птицу метательной дубинкой. Если охотник попадал в цель, духи гарантировали ему удачу и на настоящей охоте. При таком раскладе вся ответственность за результат переносилась с колдуна на плечи охотников.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «посредника»
Принцип «вынесения»
Принцип «наоборот»

КОММЕНТАРИЙ:
Кроме изображения гуся Льок выбил на скале также изображение Роко, Друга охотников, и предложил Главному охотнику самому просить покровителя об удачной охоте. Такое решение увеличивало авторитет Главного, но в то же время накладывало на него ответственность за результат охоты. В любом случае, решение близко к идеальному результату: охотники сами совершают магические обряды.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в управлении
ТРИЗ в социальных системах