воскресенье, 2 сентября 2012 г.

Карточка №381 «Послушный треугольник»

ИСТОЧНИК:
Злотин Б.Л., Зусман А.В. Месяц под звездами фантазии: Школа развития творческого воображения. – Кишинев: Лумина, 1988. – С.199.

СИТУАЦИЯ:
При разбивке участка для строительства рабочим понадобилось отложить перпендикуляр к ранее проведенной линии. Подходящих приборов под рукой нет, лишь обрезки досок да веревка. Известен способ восстановления перпендикуляра при помощи циркуля: надо отмерить равные отрезки на прямой в обе стороны от нужной точки, провести дуги и соединить точки их пересечения по обе стороны от отрезка. Но в данном случае способ этот применить нельзя, поскольку с одной стороны от линии находится овраг. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Измерительный прибор должен быть, чтобы построить перпендикуляр, и прибора быть не должно, потому что его попросту нет на стройке.

РЕШЕНИЕ:
На помощь пришло знание о волшебном треугольнике, свойства которого рассматривал еще Пифагор. Из теоремы Пифагора следует, что если катеты треугольника равны 3 и 4, то гипотенуза будет иметь длину 5. Остается взять веревку, разделить ее на 12 равных отрезков. Теперь нужно уложить эту веревочную конструкцию на плоскость в виде треугольника со сторонами, равными 3-м, 4-м и 5-ти частям. Один угол веревочного треугольника непременно окажется прямым.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Мобилизация вещественно-полевых ресурсов
Геометрический эффект

КОММЕНТАРИЙ:
Вспоминаются мудрые слова М.В. Ломоносова: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в быту
ТРИЗ в строительстве