суббота, 30 октября 2010 г.

Карточка №134 «Бунт на корабле»

ИСТОЧНИК:
Камин А., Камин Д., Ильченко В., «Интеллектуальное айкидо»
Злотин Б.Л., Зусман А.В. Модели для творца. – Журнал «ТРИЗ» - №1, 1993.

СИТУАЦИЯ:
Во время гражданской войны Англия начала интервенцию против России, и в Одесский порт вошла английская эскадра. Местным большевикам удалось сагитировать матросов, чтобы они подняли на кораблях бунт. Командование эскадры узнало о готовящемся бунте в последнюю ночь. Что бы вы предприняли на месте командования? Большинство участников, а, главное, зачинщики мятежа, вам неизвестны.

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Мятежники должны быть на кораблях… и их не должно быть на кораблях.

РЕШЕНИЕ:
Представьте себя на месте командования. Логично предположить, что на каждом корабле сложился определенный порядок: есть группа мятежников, и в каждой группе – главарь. Как только он подаст сигнал – всё, сушите весла! Убрать каждого главаря напрямую мы не можем. Для того, чтобы мятежники не устроили беспорядок, надо расстроить порядок среди мятежников.

Всю ночь командование мятежников занималось «перетасовкой». Матросов небольшими партиями отправляли с корабля на корабль. К утру команда каждого корабля представляла собой «сборную солянку» с разных кораблей. Мятеж не состоялся. Главари не рискнули командовать незнакомыми матросами, а если бы и рискнули, те вряд ли рискнули бы подчиниться. После этого эскадра покинула Одессу и направилась в Англию, не решив задач интервенции, но и не потеряв ни одного корабля.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Прием «дробление»
Прием «объединение»

КОММЕНТАРИЙ:
«Разделяй и властвуй» - принцип, издавна известный в политике.

КАТЕГОРИЯ:    
ТРИЗ в управлении
ТРИЗ в политике

пятница, 29 октября 2010 г.

Карточка №133 «Как измерить высоту пирамиды?»

ИСТОЧНИК:
Перельман Я.И., «Занимательная геометрия»
Мишкевич Г., «Доктор занимательных наук. Жизнь и творчество Якова Исидоровича Перельмана»

СИТУАЦИЯ:
Требуется простой, дешевый и понятный даже школьнику способ определения высоты объектов, недоступных непосредственному прямому измерению (высоких деревьев, сооружений и т.п.). Как быть?




СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Измерительный инструмент должен быть… и его быть не должно.

РЕШЕНИЕ:
«Самый легкий и самый древний способ – это без сомнения тот, которым греческий мудрец Фалес за шесть веков до нашей эры определил в Египте высоту пирамиды. Он воспользовался ее тенью. Фалес, гласит предание, избрал день и час, когда длина собственной его тени равнялась его росту; в этот момент высота пирамиды должна также равняться длине отбрасываемой ею тени».

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Прием «копирование»

КОММЕНТАРИЙ:
Альберт Эйнштейн: «Первые основы геометрии должны быть заложены не в школьной комнате, а на вольном воздухе. Покажите мальчику, как измеряется площадь луга, обратите его внимание на высоту колокольни, на длину тени, отбрасываемой ею, на соответствующее положение Солнца – и он гораздо быстрее, правильнее и при этом с большим интересом усвоит математическое соотношение, чем когда понятие измерения углов, а то и какой-либо тригонометрической функции внедряются в его голову с помощью слов и чертежа на доске».

Следуя этому совету, Перельман написал поистине веселую «Занимательную геометрию». Книга начинается с воспоминаний далекого детства о том, как в роще под Белостоком лесничий с помощью простой дощечки молниеносно определял высоту деревьев. «Я был тогда очень молод, и такой способ измерения, когда человек определяет высоту дерева, не срубая его и не взбираясь на верхушку, являлся в моих глазах чем-то вроде маленького чуда».

КАТЕГОРИЯ:
Задача «на измерение» по терминологии ТРИЗ.


четверг, 28 октября 2010 г.

Карточка №132 «А и Б сидели на трубе»

ИСТОЧНИК:
Альтов Г., «И тут появился изобретатель»

СИТУАЦИЯ:
«…В химической лаборатории собрали установку для получения нового минерального удобрения. Две жидкости, назовем их А и Б, распылялись, превращаясь в потоки мелких капелек, причем капельки А двигались навстречу капелькам Б, соединялись, и получалось удобрение АБ.

    Так, во всяком случае, предлагали химики. Но когда установку запустили, оказалось, что кроме капелек АБ получаются еще и совершенно ненужные капельки АА и ББ.

     - А и Б сидели на трубе, - огорченно сказал химик. – Может быть, смешать жидкости заранее?

     - Нет, смешивать до распыления нельзя, - ответил другой химик. – Просто не знаю, как быть…

     И тут появился изобретатель.

     - Возьмите учебник физики, - сказал он. – Там вы найдете правило, которое поможет решить задачу.

     Как вы считаете: о каком правиле шла речь?..»

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Капельки должны быть и капелек быть не должно.

РЕШЕНИЕ:
«…Если полистать школьный учебник физики, нетрудно найти простое правило: одноименные заряды взаимно отталкиваются, разноименные – взаимно притягиваются. Зарядим капельки А положительно, капельки Б – отрицательно. Тогда при встречах двух потоков возникнут только капельки АБ…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Физический эффект (особенности взаимодействия одноименных и разноименных зарядов)

КОММЕНТАРИЙ:
«…Итак, сообразительность плюс немного школьной физики – и примерно 5% современных изобретательских задач будут вам под силу…»

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ - детям

среда, 27 октября 2010 г.

Карточка №131 «О времена, о нравы…»

ИСТОЧНИК:
Парнов Е. Трон Люцифера. Критические очерки магии и оккультизма. - М., 1991.

СИТУАЦИЯ:
Средние века славились не только уникальными врачами, но и не менее искусными отравителями.

«…Пропитанная мышьяком книга, которую подсунули Карлу Девятому, не  Дюма. Известны ухищрения и почище: надушенные перчатки; отравленная свеча, погубившая еще Ногарэ; букет живых цветов, чей запах приносил мгновенную смерть; башмаки, надев которые упал бездыханным Хуан Австрийский…»

Верхом остроумия в те оригинальные времена считалась следующая забава: хорошенькая фрейлина предлагала сгоравшему от любви кавалеру разделить с ней персик, или, допустим, гранат, и спокойно съедала свою половину, в то время как несчастный молодой человек корчился в судорогах у ее ног. Как такое могло произойти?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Угощение должно быть отравлено… и не должно быть отравлено.

РЕШЕНИЕ:                                                         
Лезвие ножа, которым разрезался фрукт, с одной стороны было намазано ядом. Оставалось предложить незадачливому кавалеру «правильную» половинку угощения…

ИСПОЛЬЗОВАНЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «местного качества»

КОММЕНТАРИЙ:
Что тут скажешь… О времена, о нравы…

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в средневековье

вторник, 26 октября 2010 г.

Карточка №130 «Управление временем: технологии на службе магии»

ИСТОЧНИК:
Притча

СИТУАЦИЯ:
На площади индийского города Дели сидит факир, развлекающий публику опытами с заколдованными змеями. Рядом с ним стоит слон.

Европейский турист подходит к факиру и осведомляется у него – не знает ли уважаемый факир, который час? Факир задумчиво поглаживает бородёнку, потом протягивает руку к… э-э-э… мужскому достоинству слона, шевелит этим, с позволения сказать, достоинством, и отвечает туристу: «Без четверти пять».

Шокированный подобной техникой узнавания времени турист отходит, но примерно через полчаса возвращается к факиру, внутренне сгорая от любопытства, и вновь спрашивает о времени. Факир повторяет свои манипуляции с «мужским достоинством» слона и отвечает: «А сейчас четверть шестого». Тут турист не выдерживает:

- Как вам удается узнать время, просто трогая слона за его… «достоинство»?! Что это за магия?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Части тела слона должны содержать информацию о текущем времени… и не должны содержать такую информацию.




РЕШЕНИЕ:
На это факир озадаченно ответил:
- Никакой магии. Я просто отодвигал рукой то, что мешало мне видеть часы на городской башне…

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Точно не определен
С позиции применяемого в ТРИЗ вепольного анализа (вещество1 – поле - вещество2: минимальная работоспособная модель технической системы) факир «разрушил вредный веполь».

КОММЕНТАРИЙ:
Подобную «магическую» технику узнавания времени продемонстрировал Данди по прозвищу «Крокодил» в одноименном фильме. Помните, как в походе он, просто взглянув на солнце, выдал «цивилизованной» спутнице время с точностью до нескольких минут? Она осталась изумленно хлопать в его сторону глазами, не подозревая, что, вылезая из лодки, Данди просто-напросто ненароком посмотрел на её наручные часы… Поистине, по-настоящему продвинутые технологии для непосвященного неотличимы от магии J

КАТЕГОРИЯ:
«Задача на обнаружение» по терминологии ТРИЗ




понедельник, 25 октября 2010 г.

Карточка №129 «Не так страшен черт, как его малютка!»

ИСТОЧНИК:

В.Гурганов, В.Долохов, «Сам себе волшебник»

СИТУАЦИЯ:
«…Федор проснулся и увидел все тот же замшелый валун. Не успел он окончательно прийти в себя, как послышался дикий гвалт и треск веток. На тропинку выкатился мохнатый клубок, оставляя по пути клочья шерсти. Докатившись до Федора, клубок распался, и перед ним оказались два черта. Прекратив драку, они радостно завопили:

- Сейчас мы тебя зажарим, человече!

Рука Федора привычно потянулась к сабле. Увидев его движение, черти дико загоготали. Старший достал из кармана игрушечную гаубицу. В мгновение ока она выросла до натуральных размеров.

- Тебе ли, Федюня, с нами тягаться? Ты естеством, а мы колдовством, - молвил младший.

Федор понял, что убежать не удастся. Он вспомнил сон, и внутри него голос Дундусы повторил напутствие: «Не отступай и не сражайся, будь в нуле!» Федора осенило – нужно уладить конфликт чертей:

- Стойте, окаянные! Чего деретесь?

- Помер у нас отец и оставил в наследство золотой песок. Так поделить не можем.

- Это не беда. Знаю, как вам помочь.

- Если обманешь, съедим. А если поможешь, одарим…»

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Каждый из чертей должен сам поделить наследство, чтобы дележ вышел «по его справедливости»… и не должен сам поделить наследство, поскольку делить должен кто-то один.

РЕШЕНИЕ:
«…Федя хитро прищурился, глядя на старшего, и предложил тому поделить золотой песок поровну. Черт быстро разделил золотишко. Затем Федор предложил младшему выбрать понравившуюся кучку. В результате оба черта остались довольны…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Разделение противоречивых свойств в структуре
Разделение противоречивых свойств во времени
Переход к бисистеме (сдвоенной системе): оба черта по очереди приняли участие в разделе наследства.

КОММЕНТАРИЙ:
«… - Да ты прямо Соломон! – обрадовались черти и провалились сквозь землю. А на их месте появился новенький, пахнущий свежей краской ковер-самолет. Взмыв в воздух, Федор обратил внимание на надпись, вспыхнувшую на ковре: «Всегда есть выход!»

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ - детям :)


воскресенье, 24 октября 2010 г.

Карточка №128 «Права на бочку!»

ИСТОЧНИК:
Анатолий Гин. Семь противоречий нового образования//ТРИЗ-ПРОФИ: эффективные решения. – ver.1.0, 2005
Газета «Правда», 1989. - 28.06

СИТУАЦИЯ:
В США большое количество детей, в основном из бедных семей, бросает школу, не доучившись – это уже стало национальной проблемой. Уровень образования тем временем падает. Как быть?

ИДЕАЛЬНЫЙ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Ученики САМИ хотят закончить обучение.

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Стимул для продолжения обучения должен быть… и его не должно быть.

РЕШЕНИЕ:
«В штате Западная Вирджиния пару лет назад власти приняли закон, согласно которому каждый, кто бросает школу, автоматически лишается водительских прав. Причем неважно, есть ли у того или иного школьника средство передвижения. Бросил школу – не получишь разрешения водить машину или мотоцикл. И что же? В нынешнем году (1989 - С.М.) число выпускников средних школ в Западной Вирджинии побило все рекорды. Не только резко снизился отсев, но закон многих вернул обратно в классы»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «посредника»

КОММЕНТАРИЙ:
При всей видимой эффективности такое решение не снимает проблемы качества получаемого образования. Подмена мотива в обучении гарантирует лишь, что школьник получит формальное образование, но водительские права не стимулируют человека к получению подлинного образования. В итоге общество получает множество водителей любительского уровня, формально образованных, но зачастую не имеющих элементарных базовых знаний.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в образовании