пятница, 27 января 2012 г.

Карточка №349 «Дорога жизни»


ИСТОЧНИК:
Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества. – М.: Просвещение, 1990. - с. 130.

СИТУАЦИЯ:
27 января Россия отмечает День снятия блокады Ленинграда. Во время Великой Отечественной войны путь через Ладожское озеро в осажденный город находился под постоянным прицелом фашистов. Но неожиданно возникла другая тревожная ситуация: довольно толстый лед начал сам собой трескаться и разрушаться под колонной грузовиков, без фашистских бомб. Как объяснить это явление и предотвратить его?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Разрушающее воздействие на лед должно быть, потому что он трескается, и такого воздействия быть не должно, поскольку бомбежек нет.

РЕШЕНИЕ:
Физики быстро разобрались, что во всем виновато явление резонанса. Было предложено изменить интервалы движения машин по льду так, чтобы образующиеся волны гасили друг друга.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Закон согласования ритмики частей системы

КОММЕНТАРИЙ:
Резонанс может быть полезным и вредным. В некоторых случаях для устранения вредного явления требуется сознательно рассогласовать параметры частей системы. Эта мера позволяет решить задачу практически бесплатно, без привлечения дополнительных ресурсов.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в военном деле


воскресенье, 22 января 2012 г.

Карточка №348 «Заколдованная банка»


ИСТОЧНИК:
Личная картотека автора блога

СИТУАЦИЯ:
На край стола поставили жестяную банку, плотно закрытую крышкой, так, чтобы две трети банки свисало со стола, а одна треть располагалась на столе. Некоторое время банка спокойно стояла в таком положении, а потом упала. Что было в банке и как такое стало возможным?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Вещество должно располагаться в определенном месте банки, чтобы обеспечить ее устойчивое положение на столе, и не должно располагаться в определенном месте, чтобы банка упала на пол.

РЕШЕНИЕ:
Решение достаточно простое, поэтому постарайтесь отыскать его самостоятельно.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Разделение противоречивых свойств во времени и пространстве

КОММЕНТАРИЙ:
Для решения задачи достаточно знаний по физике из курса средней школы. Но если хорошенько подумать и включить воображение, можно отыскать более одного «контрольного» ответа. Возможно, вам даже удастся придумать, как и для каких практических целей можно использовать такой эффект.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ - детям