воскресенье, 16 января 2022 г.

Карточка №871 «Секреты древних судостроителей»

ИСТОЧНИК:
*Мерчант Д. Антикитерский механизм: Самое загадочное изобретение Античности. – М.: Альпина нон-фикшн, 2017. – С. 62-63.

СИТУАЦИЯ:
Специалисты по истории техники по крупицам собрали сведения о приемах, которые использовали в своей практике древние судостроители. После окончания периода Античности применялась технология постройки судов, знакомая сегодня любому судомоделисту. Вначале строился каркас транспортного средства. Он включал в себя киль, шпангоуты, стрингеры и штевень. Потом всю конструкцию обшивали досками. При этом формировались обводы судна. Описанная технология проста и дешева, но она не позволяет при необходимости быстро поставить постройку судов на поток. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Каркас должен быть, чтобы придать судну нужные обводы, и каркаса быть не должно, чтобы не тратить время на его возведение.

РЕШЕНИЕ:
На протяжении столетий античные мастера использовали обратную последовательность выполнения технологических операций. Судостроители сначала выполняли обшивку, слой за слоем натягивая ее на особые шаблоны, по форме сходные со шпангоутами – поперечными ребрами судна. А уже после этого в обшивку несколькими ярусами встраивался каркас. При этом доски обшивки мастера соединяли шипами настолько точно, что в итоге получался очень гладкий водонепроницаемый корпус.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «наоборот»:
а) вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществить обратное действие

КОММЕНТАРИЙ:
Описанный способ постройки кораблей был в ходу более трех тысяч лет у многих народов, включая египтян и римлян, хотя он кажется очень трудоемким. До недавних пор не было ясности, отчего же кораблестроители так долго не переходили на более дешевый метод, когда вначале возводится каркас. Одна из причин: корабли, построенные по принципу «шип-паз», способны были служить гораздо дольше тех, которые строились по каркасной технологии. Кроме того, описанный выше производственный процесс как раз и позволял сделать судостроение поточным, более технологичным.

В источниках встречаются также указания на то, что собранные  подобным способом корабли легко разбирались и перевозились на большие расстояния, где вновь собирались и спускались на воду. Такая организация производственного процесса позволяла быстро и с минимальными затратами сил и средств запускать в эксплуатацию целые военные флотилии.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в судостроении