воскресенье, 10 марта 2024 г.

Карточка №984 «На самом кончике пера»

ИСТОЧНИК:
*Кротов В. Написать свою книгу. – М., 2006. – С. 84.

СИТУАЦИЯ:
Один из законов развития технических (а, возможно, что и любых искусственных, рукотворных) систем гласит: объект, непосредственно выполняющий главную функцию, то есть рабочий орган, неуклонно стремится перейти на микроуровень, стать как можно меньше, раздробиться на частицы – вплоть до атомов или даже физических полей. Связана эта тенденция с тем, что мелким частицам гораздо проще обрабатывать изделие.

Можно предположить, что и в художественных системах работает та же закономерность. Допустим, что «инструментом» в писательском ремесле, к примеру, является литературное произведение, а «изделием» – читатель, его восприятие, мысли и чувства. Каким образом закон перехода на микроуровень может быть осуществлен в этой области?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Произведение должно быть большим по объему, чтобы можно было как можно более полно и точно донести до читателя его идею, и произведение должно быть малым, чтобы соблюсти закон перехода на микроуровень

РЕШЕНИЕ:
Один из самых любимых жанров писателя Виктора Кротова – сказка-крошка. Вместе с предлогами ней не больше ста слов, но в такой сказке есть все, что необходимо яркому представителю сказочного жанра. Подобный подход дает возможность зафиксировать в кратком виде сюжеты, которые со временем можно развить более подробно.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Закон перехода рабочего органа на микроуровень

КОММЕНТАРИЙ:
Остается сделать еще один шаг. Размельченный до множества сказок-крошек текст можно собрать воедино, объединив эти малюсенькие произведения общей идеей, героями или сюжетом. Это придаст произведению свойство чего-то большого и единого. При этом каждая сказочка останется самостоятельным произведением, на прочтение которого можно потратить меньше минуты.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в художественных системах