воскресенье, 29 апреля 2012 г.

Карточка №363 «Старики-разбойники»


ИСТОЧНИК:
Кинокомедия «Старики-разбойники», (СССР, 1971 г.)
Журнал «Квант», 1990, №7

СИТУАЦИЯ:
Как обеспечить сохранность миниатюрных скульптур, выставляемых на всеобщее обозрение в музее? Герои старой советской комедии «Старики-разбойники» задались прямо противоположным вопросом: «Можно ли безнаказанно украсть скульптуры?» В разговоре со смотрительницей музея выяснилось, что ранее злоумышленникам повезло умыкнуть одну из скульптур, но сейчас с этим покончено навсегда. Каким образом удалось полностью исключить возможность хищения экспонатов?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Скульптура должна быть намертво соединена с массивным постаментом, чтобы злоумышленники ее не унесли, и не должна быть намертво соединена с постаментом, чтобы ее можно было переместить при необходимости.

РЕШЕНИЕ:
По словам сотрудницы музея, статуэтки приморожены к постаменту… сжатым воздухом.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
- Разделение противоречивых свойств во времени
- Фазовый переход 1: замена фазового состояния части системы или внешней среды
- Принцип «изменение физико-химических параметров объекта»:
а) изменить агрегатное состояние объекта
г) изменить температуру

КОММЕНТАРИЙ:
По всей видимости, сотрудница музея не вполне понимала, о чем говорила. Приморозить скульптуру к постаменту – это одно, а обеспечить ее соединение с постаментом при помощи сжатого воздуха (или вакуума?) – нечто совсем другое. Как бы то ни было, оба варианта довольно нестандартны и оригинальны. Вот только практическое использование этих методов представляется не слишком удобным в условиях музея.

К слову сказать, примораживание мелких деталей к рабочей поверхности стола для их точной обработки (например, шлифовки) широко применяется на практике. Есть также работоспособные идеи об извлечении с морских глубин затонувших предметов путем примораживания к ним троса сухим льдом или жидким азотом. Для подъема предметов с затонувших кораблей предлагалось использовать также принцип действия присоски. Правда, речь здесь идет не о сжатом воздухе, а, напротив, о создании вакуума.

А вот найти достоверные сведения об использовании «присосок» или примораживания скульптур в музеях автору блога пока не удалось.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в музейном деле