воскресенье, 17 декабря 2023 г.

Карточка №972 «За скобками социальной реальности»

ИСТОЧНИК:
*Кейзеров Н.М. Идеологические диверсии. – М.: Мысль, 1979. – С. 5.

СИТУАЦИЯ:
Как установить, каково действительное общественное значение того или иного социального явления? Для примера предлагаю взять рекламу.

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Анализ «социального конструкта» должен быть, чтобы выяснить значение этого явления, и такого анализа быть не должно, чтобы сохранить идеальность системы.

РЕШЕНИЕ:
Чтобы выяснить подлинную роль и значение некоторого явления в общественной жизни, рекомендуется провести мысленный эксперимент: представить, что такое явление бесследно исчезло. Какие социальные последствия в системе общественных отношений это породит?

Представим, к примеру, что из нашей жизни исчезла коммерческая реклама. Телевизионные передачи больше не прерываются роликами, в которых зрителям в короткой и сжатой форме рассказывают о преимуществах того или иного продукта. В эфире радиостанций звучит только музыка, никаких кричащих вставок, призывающих инвестировать в свое будущее и будущее своих детей… Из почтовых ящиков исчезли газеты, испещренные рекламными модулями. На огромных щитах, расположенных по краям улиц и автодорог, вместо ярких рекламных предложений появились цитаты из лучших произведений мировой литературы.

Многие вздохнут свободно, избавившись от рекламного натиска. Вот только как теперь узнать о том, какие существуют в мире товары и услуги? И в чем преимущества автомобиля марки BMW перед его конкурентами?.. Что ж, интересующую его информацию человек вполне может получить в ходе целенаправленного информационного поиска в том же интернете.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип вынесения:
а) отделить от объекта «мешающую» часть («мешающее» свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть или нужное свойство
*Функционально-идеальное моделирование

КОММЕНТАРИЙ:
Хуже всего будут себя чувствовать, похоже, производители товаров и услуг. Им придется придумывать новые схемы для продвижения своей продукции. Одним из вариантов может стать реклама «из уст в уста», от человека к человеку. Подобный «сарафанный» маркетинг давно используется в сфере прямых продаж.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в социальных системах