ИСТОЧНИК:
*Кейзеров
Н.М. Идеологические диверсии. – М.: Мысль, 1979. – С. 5.
СИТУАЦИЯ:
Как
установить, каково действительное общественное значение того или иного
социального явления? Для примера предлагаю взять рекламу.
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Анализ
«социального конструкта» должен быть, чтобы выяснить значение этого явления, и
такого анализа быть не должно, чтобы сохранить идеальность системы.
РЕШЕНИЕ:
Чтобы
выяснить подлинную роль и значение некоторого явления в общественной жизни,
рекомендуется провести мысленный эксперимент: представить, что такое явление
бесследно исчезло. Какие социальные последствия в системе общественных
отношений это породит?
Представим,
к примеру, что из нашей жизни исчезла коммерческая реклама. Телевизионные
передачи больше не прерываются роликами, в которых зрителям в короткой и сжатой
форме рассказывают о преимуществах того или иного продукта. В эфире
радиостанций звучит только музыка, никаких кричащих вставок, призывающих
инвестировать в свое будущее и будущее своих детей… Из почтовых ящиков исчезли
газеты, испещренные рекламными модулями. На огромных щитах, расположенных по
краям улиц и автодорог, вместо ярких рекламных предложений появились цитаты из
лучших произведений мировой литературы.
Многие
вздохнут свободно, избавившись от рекламного натиска. Вот только как теперь
узнать о том, какие существуют в мире товары и услуги? И в чем преимущества
автомобиля марки BMW перед его конкурентами?.. Что ж, интересующую его
информацию человек вполне может получить в ходе целенаправленного
информационного поиска в том же интернете.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип вынесения:
а)
отделить от объекта «мешающую» часть («мешающее» свойство) или, наоборот,
выделить единственно нужную часть или нужное свойство
*Функционально-идеальное моделирование
КОММЕНТАРИЙ:
Хуже
всего будут себя чувствовать, похоже, производители товаров и услуг. Им придется придумывать новые
схемы для продвижения своей продукции. Одним из вариантов может стать реклама
«из уст в уста», от человека к человеку. Подобный «сарафанный» маркетинг давно
используется в сфере прямых продаж.
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ
в социальных системах