воскресенье, 6 ноября 2022 г.

Карточка №913 «Крен самолета»


ИСТОЧНИК:
*Шарипов Р.Х. ТРИЗ–2009 // ТРИЗ нужна России: проблемы технического творчества: Сб. ст. выпуск 2. – Чебоксары: Новое время, 2018. – С. 186.

СИТУАЦИЯ:
Вести самолет летчику помогает разнообразное бортовое приборное оборудование. Здесь и указатели скорости, вариометры, высотомеры, компасы, автогоризонты, указатели положений горизонта, тахометры, термометры, манометры…. Инженеры стараются как можно больше информации вынести на общий индикатор, чтобы пилот мог охватить одним взглядом показания всех приборов.

Изобретен также проекционный вид индикации, когда показания приборов выносятся на лобовое стекло, совмещаясь с панорамой внешнего вида. Однако нагрузка на зрительный аппарат все же остается очень высокой и не исключает ошибок в считывании информации. Можно ли разгрузить зрительный анализатор пилота, передав функцию контроля за отдельными параметрами крылатой машины другим органам чувств?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Индикатор крена самолет должен быть, чтобы контролировать положение воздушного судна, и индикатора быть не должно, чтобы снять нагрузку на зрительный аппарат.

РЕШЕНИЕ:
«При появлении крена самолета пилот ощущает щекотание со стороны крена на животе. Это разгружает его зрительный аппарат».

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип обратной связи:
а) ввести обратную связь
б) если обратная связь есть – изменить ее

КОММЕНТАРИЙ:
Как бы только не перепутать показания такого тактильного анализатора с подлинными ощущениями, исходящими от тела пилота. Ошибка может стоить очень дорого…

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ и транспортные системы