воскресенье, 16 августа 2015 г.

Карточка №535 «Голова Перикла»

ИСТОЧНИК:
*Мурашковский Ю.С. Биография искусств. Ч.2. – Петрозаводск: Скандинавия, 2007. – С. 28.
*Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. – М.: Изобразительное искусство, 1985. – С. 120.

СИТУАЦИЯ:
В V веке до новой эры скульптор Кресилай задумал создать портрет Перикла, одного из самых известных государственных деятелей того времени, способствовавшего укреплению в Афинах рабовладельческой демократии. Работа осложнялась тем, что голова Перикла имела неправильную форму – она заметно сужалась кверху. По канонам искусства того времени оставить подобную форму было невозможно. Изменить ее также было нельзя – слишком многие знали, как выглядит Перикл на самом деле. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Голова Перикла должна иметь правильную форму, чтобы соблюсти требование канона, и она не должна иметь правильную форму, чтобы верно отразить действительность.

РЕШЕНИЕ:
Скульптор вышел из затруднительного положения, закрыв верхнюю часть головы Перикла шлемом.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «посредника»:
а) использовать промежуточный объект, переносящий или передающий действие

КОММЕНТАРИЙ:
Если невозможно соединить противоречивые требования к скульптурному произведению в едином пространстве, можно для маскировки проблемной зоны использовать живописную деталь, придав ей художественную нагрузку.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в художественных системах