Альтов Г.С. И тут появился изобретатель… – М.: Дет. лит., 2000.
СИТУАЦИЯ:
«…Собрались однажды ученые, чтобы обсудить, как бороться с жуком-долгоносиком. Выяснилось, что условия существования жука изучены еще очень слабо. Никто не знал, например, какова температура тела долгоносика.
- Жучок маленький, - сказал один ученый, - обычным термометром не измеришь.
- Придется разрабатывать специальный прибор, - согласился другой. – Потеряем много времени…
И тут появился изобретатель.
- Не надо новых приборов, - сказал он. – Возьмите обыкновенный…
Как вы думаете, что предложил изобретатель?»
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Специальный измерительный прибор должен быть… и его быть не должно.
РЕШЕНИЕ:
«…Нужно наполнить стакан, коробку или мешочек долгоносиками и измерить температуру обыкновенным термометром. Сто долгоносиков, собранных вместе, образуют систему, обладающую новыми свойствами. Размеры этой системы намного больше размеров отдельных ее частей, поэтому измерение температуры не представляет трудностей…»
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Системный переход 1-а (переход к полисистеме)
КОММЕНТАРИЙ:
«…Эта задача была также напечатана в газете, причем в текст добавили слово «стакан…» Половина ответов, присланных читателями, гласила: «Надо взять стакан, наполнить его водой, бросить туда долгоносика и измерить температуру термометром». Разумеется, это неправильный ответ: маленький долгоносик не изменит температуру воды. Подвела психологическая инерция: раз есть стакан – наполним его водой, он для того и существует…»
КАТЕГОРИЯ:
Задача на измерение
Комментариев нет:
Отправить комментарий