воскресенье, 22 января 2023 г.

Карточка №924 «Пуговицы в ряд»

ИСТОЧНИК:

СИТУАЦИЯ:
Почему на мужской одежде пуговицы пришиты справа, а на женской – слева? Чем можно объяснить такое неравноправие?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Пуговицы на одежде мужчин и женщин должны быть пришиты таким образом, чтобы их было удобно расстегивать, и не должны быть пришиты таким образом, поскольку налицо явное несоответствие между расположением пуговиц на мужской и женской одежде.

РЕШЕНИЕ:
Согласно легенде, такое расположение пуговиц позволяло мужчине расстегивать одежду левой рукой, доставая меч правой. А богатые женщины пришивали пуговицы с левой стороны, чтобы служанкам было удобнее одевать их. Вот только зачем расстегивать одежду, взявшись за меч?.. И почему у бедных служанок, которые одевались сами, пуговицы тоже были с левой стороны?..

По другой версии, различие вызвано тем, что женщины обычно держат младенцев в левой руке, чтобы правой свободно выполнять какие-либо посторонние действия. Именно поэтому женскую одежду стали конструировать так, чтобы ее без труда можно было расстегивать и застегивать правой рукой.

Существуют и более экзотические объяснения. Согласно одному из них, раньше по правилам этикета женщинам приходилось ездить на лошадях боком, перекинув обе ноги на правую сторону лошади. Расположение пуговиц слева на женской одежде не позволяло ветру раздувать ткань, оголяя зону декольте при верховой езде. Вот только многие ли женщины ездили верхом?..

И уж совсем сомнительную версию предложили поклонники Наполеона. Он якобы любил позировать для портретов, заложив руку за рубашку. А многие женщины подшучивали над Наполеоном, повторяя такую позу ради смеха. Именно поэтому Наполеон, пожелав прекратить издевательства над собой, будто бы приказал пришивать пуговицы на женской одежде с правой стороны. 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип местного качества:
а) каждая часть объекта должна находиться в условиях, наиболее благоприятных для ее работы

КОММЕНТАРИЙ:
Объяснения кажутся вполне разумными и логичными, но... Возникает много вопросов. Перед нами типичная исследовательская задача. Чтобы ответить на вопрос «Почему данное явление имеет место?» необходимо перевести его в иную плоскость: «Как сделать, чтобы данное явление происходило?»

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в быту