воскресенье, 2 ноября 2014 г.

Карточка №494 «Аптечка на просушке»

ИСТОЧНИК:
Телевизионный сериал «Универ» (Россия, 2008)

СИТУАЦИЯ:
В практике обучения Теории решения изобретательских задач широко используются так называемые «данетки». Для кого-то это слово ни о чем не говорит, а кто-то, возможно, уже играл в эту простую и увлекательную игру в школьные или студенческие годы.

«Данеткой» (от слов «да» и «нет») называется особый род загадок. Ведущий кратко описывает некую не вполне ясную ситуацию и предлагает выяснить, что тут произошло. Участники игры должны по очереди задавать ведущему вопросы, формулируя их так, чтобы тот имел возможность дать один из вариантов ответа: «да», «нет» или «не имеет значения».

В результате участники раньше или позже допытываются, что же произошло на самом деле. Важно использовать для выяснения ситуации по возможности меньшее число вопросов. Обычно задания подбираются или составляются так, чтобы контрольный ответ был неочевидным и неожиданным.

Вот одна из таких загадок, составленная автором блога на основе сюжета популярного сериала, повествующего о студенческой жизни.

«В блоке студенческого общежития проживает пять человек: две девушки и трое парней. У студентов имеется аптечка общего пользования, в которой обычно всегда находилось только по две упаковки таблеток аспирина и активированного угля. Но когда возникла необходимость воспользоваться лекарствами, выяснилось, что ни тех, ни других таблеток в аптечке не оказалось. Почему?»

Диалог в игре может быть таким:
Вопрос: Таблетки использованы для лечения?
Ответ: Нет.
Вопрос: Имеет ли значение химический состав таблеток?
Ответ: Нет, это не имеет значения.

Прежде чем заглянуть в ответ, попробуйте включить фантазию и набросать несколько уточняющих вопросов воображаемому ведущему, чтобы самостоятельно разобраться в ситуации.

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Таблетки должны быть использованы по какому-то полезному назначению, потому что объяснение их пропажи должно быть разумным, и таблетки не должны быть использованы по назначению, потому что это было бы слишком простым и очевидным объяснением.

РЕШЕНИЕ:
Контрольный ответ: один из студентов, живущих в блоке, утащил таблетки в университет, чтобы на занятиях «рубиться с пацанами в мини-шашки».

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Мобилизация ресурсов
*Принцип универсальности:
а) объект выполняет несколько разных функций, благодаря чему отпадает необходимость в других объектах

КОММЕНТАРИЙ:
Действительно, таблетки ведь двух цветов (белого и черного), а их количество с избытком позволяет составить полный комплект для игры в шашки. Вот уж, действительно, российские студенты – самые талантливые и изобретательные во всем мире.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в быту
Развитие творческого воображения