воскресенье, 3 августа 2025 г.

Карточка №1057 «Занимательная геометрия»

ИСТОЧНИК:

*Адлер А., Теория геометрических построений. – 3-е изд. – Л.: Учпедгиз, 1940. – С. 13.
 
СИТУАЦИЯ:
Задача на геометрическое построение. Требуется построить квадрат, площадь которого вдвое больше площади данного квадрата. Как подступиться к решению? С чего начать?
 
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Построение должно быть выполнено, чтобы определить порядок действий при решении задачи, и не должно быть выполнено, потому что порядок действий заранее неизвестен.
 
РЕШЕНИЕ:
При решении геометрической задачи на построение обыкновенно поступают следующим образом: предполагают, что задача уже решена, то есть искомое построение выполнено. А затем исследуют построение, выясняя путь, по которому задача может быть решена предложенными средствами решения. Фактически задача решается при этом от конца к началу.
 
Допускаем, что квадрат с площадью в 2 квадратных единицы построен. Какой должна быть длина стороны такого квадрата? Очевидно, что корень квадратный из 2. Но из курса математики средней школы известно, что корень квадратный из 2 – это длина диагонали квадрата со стороной, равной единице. Именно такой квадрат нам дан по условию задачи. Поэтому геометрическое построение будет включать следующие шаги:
 
1. Построить диагональ данного квадрата.
2. Построить второй квадрат, сторона которого будет являться диагональю исходного квадрата.
 
Эти действия легко выполняются при помощи циркуля и линейки.
 
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Формулирование идеального конечного результата (ИКР)
*Шаг назад от ИКР
 
КОММЕНТАРИЙ:
Описанный метод мало чем отличается от одного из ключевых принципов решения изобретательских задач – формулирования идеального конечного результата (ИКР). Второй прием, который здесь может пригодиться, – «шаг назад от ИКР»: изображают готовую систему, после чего вносят в нее минимальное демонтирующее изменение. Последовательные шаги назад от конечного результата к исходной ситуации дают картину поэтапного выхода на ИКР.
 
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в математике