*Мурашковский
Ю. Биография искусств. Ч.2. – Петрозаводск: Скандинавия, 2007. – С.12.
*Оганов
Г. Сражающийся экран // Советская культура. – 1987. – 2 июля.
СИТУАЦИЯ:
В
одном из эпизодов фильма В. Пудовкина «Мать», снятого в 1926 году по
одноименному роману Максима Горького, режиссеру потребовалось передать гнетущую
тишину. Но как это сделать, если фильм немой?
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Тишина
в эпизоде фильма должна присутствовать, чтобы передать зрителю соответствующее
настроение, и «отдельной» тишины быть не должно, потому что фильм и так немой.
РЕШЕНИЕ:
«…Решение требует
гениальности. И оно найдено! В остановившемся, замершем кадре медленно,
ритмично падают капли – одна за другой, одна за другой…»
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип
«посредника»:
а)
использовать промежуточный объект – переносящий или передающий действие
КОММЕНТАРИЙ:
Поскольку
образ тишины невозможно передать прямыми средствами немого кино, режиссер
использовал средство, взятое из окружающей обстановки (внешней среды) – мерно
падающие капли воды.
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ
в художественных системах
Комментариев нет:
Отправить комментарий