воскресенье, 14 декабря 2014 г.

Карточка №500 «Уровень шума»

ИСТОЧНИК:
Рэймонд Джоунс, «Уровень шума», фантастический рассказ

СИТУАЦИЯ:
В фантастическом рассказе Рэймонда Джоунса специалисты некоего Управления национальных исследований всерьез озаботились проблемой создания антигравитационного летательного аппарата, собираясь привлечь для этой цели лучшие силы мира науки. Но по существующим научным воззрениям такое устройство создать невозможно, потому что это нарушает общепризнанные законы природы. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Летательный аппарат, работающий на принципах антигравитации, должен быть, чтобы решить задачу, и такого аппарата быть не должно, потому что все убеждены, что это является нарушением законов природы.

РЕШЕНИЕ:
Работники Управления национальных исследований прибегли к провокации. Они собрали видных представителей науки и продемонстрировали им «секретный» фильм, снабдив его комментариями. Ученые своими глазами увидели, как некий изобретатель-самоучка продемонстрировал в действии сделанный им летательный аппарат, который, вопреки научным представлениям, действовал на основе антигравитации.

Фильм заканчивался плачевно: произошла катастрофа, в которой изобретатель погиб, а его аппарат был разрушен. После просмотра специалистам было предложено восстановить установку. Ошеломленные ученые своими глазами видели действие технической системы, легко поднявшей человека в воздух, и поэтому рьяно взялись за работу. В итоге антигравитационный аппарат был создан. Только после этого специалисты узнали, что фильм от начала и до конца сфабриковали лукавые профессионалы.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип частичного или избыточного решения:
а) если трудно получить 100% требуемого эффекта, надо получить «чуть меньше» или «чуть больше». Задача при этом может существенно упроститься
*Принцип копирования:
а) вместо недоступного, сложного, дорогостоящего, неудобного или хрупкого объекта использовать его упрощенные и дешевые копии

КОММЕНТАРИЙ:
Фильм, который был принят учеными за чистую монету, раскрепостил мышление и позволил избавиться от вредного «шума» околонаучных предрассудков. Задача по преодолению гравитации теперь не казалась ученым неразрешимой – ведь они были убеждены, что кто-то уже создал подобный аппарат. Оставалось лишь «повторить» изобретение, что и было сделано. 

История многих открытий и изобретений начиналась со слов «это невозможно». Вот что по этому поводу сказал Альберт Эйнштейн: «Все знают, что это невозможно. Но вот приходит невежда, которому это неизвестно – он-то и делает открытие». Главное здесь – укротить инерцию мышления и избавиться от назойливого «шума» устоявшихся представлений о том, что достижимо, а что человек осуществить не в силах.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в науке


Комментариев нет:

Отправить комментарий