воскресенье, 12 апреля 2015 г.

Карточка №517 «С небес на Землю»

ИСТОЧНИК:
Романов А. Королёв. – М.: Молодая Гвардия, 1990.

СИТУАЦИЯ:
К середине 1958 года в СССР был готов проект небывалого по тем временам космического летательного аппарата. Он состоял из двух отсеков: приборно-агрегатного и кабины космонавта. Главная проблема, с которой столкнулись конструкторы, состояла в разработке способа возвращения корабля из космического пространства.

Предстояло посадить корабль в заданном районе. Главный конструктор Сергей Павлович Королев предложил использовать для посадки парашютную систему. Но ракета-носитель, которой предстояло подняться в космос, должна была придать ускорение объекту весом около четырех с половиной тонн. У конструкторов каждый килограмм был на учете. Вопрос стоял так: каким образом обеспечить при помощи парашютной системы посадку на землю такой большой массы? Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Масса корабля должна быть большой, потому что он так сконструирован, и масса корабля должна быть маленькой, чтобы было проще посадить его на поверхность Земли при помощи парашютной системы.

РЕШЕНИЕ:
Кому-то из команды конструкторов на одном из заседаний пришла в голову мысль: а нужно ли возвращать на Землю весь корабль? Идея всем понравилась. Было решено отстыковать приборно-агрегатный отсек перед входом корабля в атмосферу, после того как эта часть выполнит свои функции. Быстро подсчитали, что масса корабля при этом станет меньше почти вдвое, что позволит обойтись небольшой по размеру парашютной системой.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип отброса или регенерации частей:
а) выполнившая свое назначение или ставшая ненужной часть объекта должна быть отброшена (растворена, испарена и т.д.) или видоизменена

КОММЕНТАРИЙ:
Идея была воплощена в жизнь. С тех пор кабину космического корабля стали именовать «спускаемый аппарат».

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в космонавтике


Комментариев нет:

Отправить комментарий