вторник, 29 марта 2011 г.

Карточка №270 «Который час?»

ИСТОЧНИК:
Абчук В.А. 7:1 в нашу пользу. – М.: Радио и связь, 1982.

СИТУАЦИЯ:
"...Однажды я с группой стоял у небольшого речного причала. Мы славно потрудились в совхозе и сейчас с понятным нетерпением ожидали парохода – он должен был подойти в 20.00. Единственные часы были у меня, но они как назло накануне остановились: в предотъездной суматохе я забыл их завести.
- Интересно, который сейчас час? – спросил кто-то.
Ответы посыпались самые разнообразные. Называли и 19.00, и 19.30, и 20.00 и даже 20.30. Все заспорили…»

Однако очень скоро участникам спора удалось установить время очень точно, причем весьма нехитрым способом. Как же?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Прибор для измерения времени должен быть, чтобы установить точное время, и прибора быть не должно, потому что его попросту нет.

РЕШЕНИЕ:
«…Я решил провести простой интересный эксперимент.

- Пусть каждый возьмет листок бумаги и напишет свое время, - сказал я. – Только, чур, не подглядывать.

Затем я собрал листки и вместе с товарищами приступил к вычислениям.

Всего бумажек с цифрами было 32. Мы вначале сложили названные моменты времени и рассчитали среднее время в каждой паре. Так, из 19 ч 00 мин и 19 ч 30 мин у нас получилось (19.00 + 19.30)/2 = 19.15, из 20.00 и 20.30: (20.00 + 20.30)/2 = 20.15.

Затем сложили попарно эти средние результаты и снова нашли среднее время. Так из 19.15 и 20.15 получилось (19.15 + 20.15)/2 = 19.45. И так далее.

Когда мы сложили и разделили последнюю пару, у нас получилось 19.38. Я прибавил 10 минут, которые заняли расчеты, и установил 19.48 на своих часах.

- Пароход придет через 12 минут, - таково было мое предсказание.

И действительно, в 20.00 по моим часам (на этот раз я не забыл их завести) пароход пришвартовался у причала.

В этом странном и таинственном, на первый взгляд, пророчестве нет ничего сверхъестественного. Называя время, каждый вольно или невольно руководствовался своим жизненным опытом, предшествующими наблюдениями за солнцем, длиной тени от различных предметов, красками неба и земли. И каждый, естественно, ошибался.

Но весь смысл в том, что эти ошибки были случайными – каждый ошибался по-разному. Нетрудно сообразить, что поэтому ошибки в ту и другую стороны в среднем были примерно равны: один называл, скажем, время на 15 мин больше, а другой на 15 мин меньше. При подсчете же среднего значения большинство этих случайных отклонений взаимно уничтожались и оставалось верное время.

Определение времени каждым участником и явилось своеобразным статистическим испытанием: все называли случайную цифру. Именно на основе таких испытаний мы и получили верное время…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип объединения
Экспертная оценка

КОММЕНТАРИЙ:
"...Помните описанный в пятой главе способ определения времени без часов путем опроса группы людей? Процедура, которая была проделана на причале, в науке о предвидении называется «экспертной оценкой», сами же участники выступают в роли экспертов. Экспертную оценку в не менее впечатляющем виде можно сделать в любом коллективе. Например, вы достаете из кармана обычный карандаш или авторучку и предлагаете товарищам быстро написать на бумаге ее предполагаемый размер в миллиметрах. Собрав бумажки и посчитав среднюю длину, вы немало удивите самих «экспертов» - размер окажется весьма точным.

«Коллективный разум», «коллегиальное решение», «народная мудрость» - все это оценивается людьми весьма высоко. (Помните народные приметы погоды?) И это все не что иное, как своеобразное интуитивное применение метода экспертных оценок…"

КАТЕГОРИЯ:
Задача на измерение

Комментариев нет:

Отправить комментарий