воскресенье, 27 марта 2011 г.

Карточка №268 «Оруженосец Кашка»

ИСТОЧНИК:
Крапивин В., «Оруженосец Кашка»

СИТУАЦИЯ:
Пионерский лагерь захлестнула очередная «волна» - массовое увлечение. Вообще «волны» бывают разные: вредные и полезные, опасные и безобидные. В начале первой смены прокатилась "шляпная" волна: ходить без широкополой мексиканской шляпы считалось просто неприличным. Через неделю прошумела другая волна – "разбойничья". Несмотря на грозное название, она была очень спокойная. Все мирно сидели под деревьями и мастерили маленьких разбойников.

После "разбойничьей" волны прокатилась волна "ужасов". Всем захотелось наряжаться привидениями и кого-нибудь пугать. Потом прошумело еще несколько волн, и самая грозная из них называлась "ракетная". Ракеты с ядовитым шипением взмывали над полянами и, кувыркаясь, падали в кусты. Но эта волна угасла сама собой из-за недостатка реактивного горючего.

И вот – стрелы… Это не ракеты, горючего для них не требуется. А материалу сколько хочешь. Вывешенное на специальном стенде объявление с административным запретом на стрельбу из лука моментально оказалось утыканным зловещими стрелами. Поставьте себя на место администрации лагеря: увлечение явно опасное для жизни и здоровья подопечных, не отреагировать нельзя. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Запрет на стрельбу из лука должен быть, чтобы предотвратить негативные последствия, и запрета быть не должно, поскольку прямые запретительные меры неэффективны.

РЕШЕНИЕ:
«…Волна есть волна. Стихия. Отбирать луки бесполезно. Сжигать стрелы – тоже. Стихию не остановить. Выход один: направить ее в безопасное русло. В семь часов вечера на двери столовой появился лист с большими красными буквами:

«Рыцарский орден стрелков из лука.
§ 1. Для безопасности населения все стрелковые тренировки переносятся в большой овраг.
§ 2.  Назначается всеобщее стрелковое соревнование. Победители будут участвовать в грандиозном рыцарском турнире.
§ 3.  Всякий, кто осмелится выпустить стрелу на территории лагеря, будет объявлен вне закона, лишен оружия и немедленно изгнан из славных рядов ордена…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «обратить вред в пользу»
а) использовать вредные факторы для получения положительного эффекта;
в) усилить вредный фактор до такой степени, чтобы он перестал быть вредным;

КОММЕНТАРИЙ:
Не обидели и самых маленьких: им отвели роль оруженосцев при рыцарях-стрелках. В случае победы рыцаря – приз и слава пополам.


Общая идея решения задач подобного рода такова:


«Есть вредный фактор, с которым надо бороться. Идеально, чтобы этот фактор исчез сам по себе. Пусть сам себя устраняет. Впрочем, его можно устранить, сложив с другим вредным фактором. Нет, пожалуй, самое идеальное - пусть вредный фактор начнет приносить пользу...»
(Альтшуллер Г.С., "Творчество как точная наука")

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в педагогике
ТРИЗ в социальных системах


Комментариев нет:

Отправить комментарий