четверг, 31 марта 2011 г.

Карточка №272 «Свобода выбора»

ИСТОЧНИК:
Лекции по нейро-лингвистическому программированию, конспект

СИТУАЦИЯ:
Временами бывает нелегко заставить ребенка выполнить нужное действие. Как, например, сделать так, чтобы расшалившийся малыш убрал разбросанные игрушки, перед тем как идти спать? Прямое внушение в виде словесного приказа на него может и не подействовать. Упрашивать? Ругаться? Или вообще предоставить ребенку свободу выбора? «Хочешь – убирай, не хочешь – не убирай…» Нет, так не пойдет. Иначе ребенок так и не приучится к порядку. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Свобода выбора у ребенка должна быть, чтобы он смог почувствовать себя чуточку взрослым, и свободы выбора быть не должно, чтобы он выполнил требуемое действие.

РЕШЕНИЕ:
В психологии известен прием формирования желательного поведения, называемый «выбор без выбора» или «ложный выбор». Определите, какую поведенческую реакцию вы хотели бы вызвать, а затем предложите человеку разные способы проявления этой реакции.

«Ты хочешь убрать игрушки после Хрюши со Степашей или прямо сейчас?»

Какой бы из вариантов не выбрал ребенок, согласие в главном вопросе ("я уберу игрушки") при осуществлении выбора будет достигнуто.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип частичного или избыточного действия
Выбор без выбора

КОММЕНТАРИЙ:
Разумеется, прием может быть использован не только в отношении детей.

«Мариванна, Вы сдадите квартальный отчет до обеда или после трех часов?»
«Виктор Петрович, когда Вам удобнее обсудить детали нашей сделки: сегодня в 11 часов или завтра в 14:30?»

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в психологии

Комментариев нет:

Отправить комментарий