Х/ф
«А зори здесь тихие» (СССР, 1972)
СИТУАЦИЯ:
Отряд
из пяти девушек-зенитчиц, возглавляемый старшиной Васковым, получил боевое
задание – обезвредить двоих немецких диверсантов, скрытно пробирающихся вглубь
нашей территории. Группа выдвинулась в место, через которое должен проходить
маршрут врага, и заняла позицию для наблюдения у каменной гряды, окруженной
двумя озерами.
Васков
с девушками внимательно наблюдает за местом предполагаемого появления вражеских
лазутчиков. После длительного ожидания на противоположном берегу озера
шевельнулась ветка, из кустов появился один диверсант, за ним второй… Третий,
четвертый, пятый…
Старшина
и девушки шепотом подсчитывают количество немецких солдат, неторопливой цепью
крадущихся вдоль берега. Шестнадцать. Нам ясно, что силы явно неравны, шансов
на успех в вооруженном столкновении у нашего отряда практически нет. И здесь
режиссеру фильма необходимо было подчеркнуть трагизм момента, сделать более
осязаемой неминуемую развязку сюжета. Как это сделать?
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Счет
в кадре должен отражать число вражеских диверсантов, и счет в кадре должен
отражать трагичность ситуации.
РЕШЕНИЕ:
«Шестнадцать…»
- сдавленным шепотом произносит девушка-зенитчица. Неожиданно картина меняется,
режиссер переносит зрителя в наши дни. Группа молодых туристов разбивает
палатку на берегу того самого озера. Мы слышим голос кукушки. Молоденькая
девушка в яркой куртке безмятежно спрашивает, обратившись лицом к лесу:
«Кукушка-кукушка, сколько мне жить?». И медленно считает вслух выкрики птицы – в полном созвучии с предшествующим
подсчетом диверсантов.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип
«посредника»:
а)
использовать промежуточный объект, переносящий или передающий действие
КОММЕНТАРИЙ:
Еще
один прием, использованный режиссером Станиславом Ростоцким: разделение частей
фильма по степени реалистичности и цветовой гамме. Например, сцены, относящиеся
к войне, сняты в подчеркнуто реалистическом черно-белом исполнении, а кадры,
где изображены современность и воспоминания героев – в цвете.
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ
в художественных системах
Комментариев нет:
Отправить комментарий