воскресенье, 10 августа 2025 г.

Карточка №1058 «Самокат для слитка»

ИСТОЧНИК:

*Юный техник. – 1985. - № 6. – С. 20.
 
СИТУАЦИЯ:
Металлургам издавна приходилось перевозить раскаленные металлические слитки с одного места на другое. Процедура эта весьма трудозатратная. При этом слиток всегда выполняет пассивную функцию, – роль «пассажира». Изобретатели задумались: вот если бы металл был способен перевозить себя сам… Реально ли это?
 
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Энергия для перевозки слитков должна быть, чтобы можно было перемещать изделия, и такой энергии быть не должно, чтобы сохранить идеальность системы.
 
РЕШЕНИЕ:
Питерский изобретатель Ю.Д. Тарасов в свое время сконструировал подобие транспортного средства для перевозки раскаленных слитков металла. Необычная тележка чем-то напоминает одновременно электромобиль и самокат. Тепло остывающего слитка запускает установленный на тележке термоэлектрический генератор. Колеса начинают вращаться. Слиток фактически перевозит себя сам.
 
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип самообслуживания:
а) объект должен сам себя обслуживать, выполняя вспомогательные и ремонтные операции
б) использовать отходы (энергии, вещества)
 
КОММЕНТАРИЙ:
Изобретение позволило использовать тепловую энергию, которая до этого пропадала зря.
 
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в промышленности