ИСТОЧНИК:
СИТУАЦИЯ:
Просматривая
материалы к культовому фильму «Место встречи изменить нельзя», цензоры
придирчиво оценивали каждый эпизод – соответствует ли он идеологическим,
моральным и нравственным нормам советского государства?.. Перед режиссером
картины Станиславом Говорухиным стояла нелегкая задача: как сохранить ключевые
эпизоды фильма, не дать их вырезать?.. Простое убеждение цензоров с упором на
логику и эмоции – дело нелегкое, а подчас и бесполезное. Как быть?
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Цензор
должен вырезать сцену, потому что это входит в его обязанности, и не должен ее
вырезать, чтобы режиссер мог сохранить важный эпизод.
РЕШЕНИЕ:
По
словам Владимира Конкина, сыгравшего в фильме роль Шарапова, специально для
цензоров был снят трехсекундный эпизод – «постельная сцена», где Шарапов и Варя
просто лежат под простынкой (причем в одежде). Обратив первоочередное внимание
на эту, вопиющую по своей безнравственности сцену, цензоры пропустили другие,
более важные для режиссера моменты.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «Обратить вред в пользу»:
в)
усилить вредный фактор до такой степени, чтобы он перестал быть вредным
КОММЕНТАРИЙ:
Аналогичный
прием описан в Карточке №109 «Желтая собачка»:
«Русский художник В. Фаворский, выполняя работу для особо привередливых
заказчиков, пририсовывал в углу заказанной картины маленькую желтую собачку.
Естественно, заказчик, заметив собачку, требовал её убрать (остальные детали
картины его в этот момент, как правило, не интересовали). Фаворский возражал,
мол, собачка – это талисман. Заказчик настаивал. Наконец, художник соглашался и
собачку с картины удалял. Никаких претензий у заказчика не возникало!»
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ
в кинематографии
Комментариев нет:
Отправить комментарий