ИСТОЧНИК:
Мишкевич Г., «Доктор занимательных наук. Жизнь и творчество Якова Исидоровича Перельмана»
СИТУАЦИЯ:
«..Как-то на прием [к Якову Перельману – С.М.] пришел известный цирковой артист Кио. Ему срочно понадобился совет физика, так как задуманный иллюзионистом новый эффектный номер почему-то не удавался. Прочитав книжку Перельмана «Обманы зрения», Кио решил посоветоваться с ним. Так скрестились пути артиста цирка и артиста физики.
Яков Исидорович, вооружившись секундомером, посмотрел на репетиции номер Кио. Артист сказал:
– Вот в этом месте, Яков Исидорович, у меня ничего не получается, и самая важная часть аттракциона остается хорошо видимой для зрителей.
– И не получится, – ответил Перельман, щелкая секундомером.
– Почему?..»
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Манипуляции иллюзиониста должны быть видны зрителю… и не должны быть видны зрителю.
РЕШЕНИЕ:
«… – Потому что действия ваших рук и манипуляции с аппаратурой и реквизитом в этом месте вашего номера длятся более одной двадцать пятой доли секунды. А человеческий глаз, как известно, способен удерживать зрительное раздражение в такой промежуток времени. На этом основан кинематограф. Наиболее же существенная часть вашего трюка длится вдвое дольше. Ускорьте движения рук, тогда все встанет на свое место…»
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Согласование ритмики элементов системы
Психофизиологический эффект (особенности зрительного восприятия)
КОММЕНТАРИЙ:
«Так оно и получилось. Перельман вновь подтвердил справедливость сочиненного им парафраза-афоризма: «И физика, подобно терпентину, на что-нибудь да годится!»
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в искусстве
Комментариев нет:
Отправить комментарий