вторник, 16 ноября 2010 г.

Карточка №151 «Форсируем обучение»

ИСТОЧНИК:
В.Суворов, «Аквариум»

СИТУАЦИЯ:
В работе оперативного сотрудника спецслужб регулярно возникают ситуации, когда требуется быстро и прочно запомнить информацию (лица и внешность людей, номера автомобилей, мелкие детали значимой ситуации и т.д.). На обучение приемам такого запоминания могут уйти десятилетия, навыки профессионального восприятия и закрепления в памяти информации оттачиваются обычно годами практики. Требуется повысить эффективность и скорость процесса профессионального обучения разведчика. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Приемы запоминания должны быть… и их быть не должно.  

РЕШЕНИЕ:
«…Мы учимся запоминать лица людей. Эта активность мозга должна быть не аналитической, а рефлекторной. И потому передо мной мелькают на экране тысячи лиц, тысячи силуэтов людей. Мой палец на кнопке, как на спусковом крючке. Увидев одно и то же лицо дважды на экране, я должен мгновенно нажать на кнопку.

Если я ошибаюсь, меня пронизывает легкий, но неприятный электрический шок. Нажал неправильно кнопку - и легкий удар. Не нажал кнопку, когда надо, опять удар. Тренировки проводятся регулярно, и скорость показа лиц все увеличивается. Каждый раз показывают все больше и больше изображений. Тех же людей показывают в париках, в гриме, в другой одежде, в других позах. А ошибки карают легким, но неприятным шоком.

Разведчик должен быть внимательным к номерам машин. Один номер попался дважды, значит, возможна слежка. Значит, на операцию идти нельзя. Мне показывают тысячи номерных знаков. Они несутся по экрану, как французский электропоезд. Их не нужно запоминать. Но их нужно узнавать. Аналитический ум тут не поможет. Нужен автоматический рефлекс. И его вырабатывают, как у собаки, по методу профессора Павлова. Ошибка и - шок. Ошибка и - шок.

Но номера машин могут быстро менять, поэтому нужно узнавать машины не только по номерам, а просто по их виду. А в современном городе миллионы машин, и наш мозг не способен запомнить даже сотни машин, тем более что столько их одинаковых. И тут вновь разведчика выручает рефлекс…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Повышение идеальности системы (свертывание процесса обучения)
«Условно-рефлекторный» эффект

КОММЕНТАРИЙ:
«…Наш мозг способен фиксировать миллионы деталей, но мы просто не можем пользоваться этой колоссальной информацией. Не беспокойтесь. Аквариум вас научит. Через пять лет у вас будут соответствующие рефлексы!..»

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в обучении
ТРИЗ в разведке и контрразведке


Виктор Суворов,
он же Владимир Резун

Комментариев нет:

Отправить комментарий