пятница, 19 ноября 2010 г.

Карточка №154 «Универсальный растворитель»

ИСТОЧНИК:
Альтшуллер Г.С., «Алгоритм изобретения»

СИТУАЦИЯ:
«…В «Основах изобретательства» рассказано о задаче, поставившей в тупик Эдисона. Суть задачи такова.

         Эдисон лично беседовал с теми, кто хотел поступить к нему в лабораторию. Он расспрашивал об их планах, интересовался, есть ли у них идеи, которые они стремились бы развить. Однажды некий молодой человек сказал Эдисону, что у него есть чудесная идея.

        – Чудесная? - переспросил Эдисон. Молодой человек объяснил:

         – Я хочу изобрести универсальный растворитель. Понимаете, жидкость, которая бы все растворяла.

         – Универсальный растворитель? - удивился Эдисон.- Скажите, а в какой посуде вы собираетесь его хранить?!

        Молодой человек растерянно промолчал…»

А что можете предложить вы?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Растворитель должен соприкасаться с емкостью, чтобы он мог в ней храниться, и не должен соприкасаться с этой емкостью, поскольку он её просто-напросто растворит.

РЕШЕНИЕ:
         "...И вот «Пионерская правда» предложила эту задачу школьникам 5-7-х классов. Редакция дала мне возможность познакомиться с полученными ответами. Из 3000 участвовавших в конкурсе пионерских отрядов более 2500 справились с задачей, ошеломившей Эдисона.

        Вот некоторые ответы: «Хранить растворитель надо при низкой температуре, в замороженном виде» (6-й класс); «Надо хранить растворитель в твердом виде» (6-й класс); «Растворитель будет проводником, поэтому его можно хранить в электромагнитном поле, как плазму» (7-й класс)…"

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Прием «изменение агрегатного состояния» (?)
Использование полей (?)

КОММЕНТАРИЙ:
«…Полвека назад идея сохранения универсального растворителя в другом агрегатном состоянии, в химически связанном виде или в электромагнитном поле была бы шедевром изобретательского творчества. Сейчас такими приемами уверенно владеют школьники…»

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в химии


Томас Алва Эдисон

Комментариев нет:

Отправить комментарий