ИСТОЧНИК:
Альтшуллер Г.С., «Алгоритм изобретения»
СИТУАЦИЯ:
«…В «Основах изобретательства» рассказано о задаче, поставившей в тупик Эдисона. Суть задачи такова.
Эдисон лично беседовал с теми, кто хотел поступить к нему в лабораторию. Он расспрашивал об их планах, интересовался, есть ли у них идеи, которые они стремились бы развить. Однажды некий молодой человек сказал Эдисону, что у него есть чудесная идея.
– Чудесная? - переспросил Эдисон. Молодой человек объяснил:
– Я хочу изобрести универсальный растворитель. Понимаете, жидкость, которая бы все растворяла.
– Универсальный растворитель? - удивился Эдисон.- Скажите, а в какой посуде вы собираетесь его хранить?!
Молодой человек растерянно промолчал…»
А что можете предложить вы?
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Растворитель должен соприкасаться с емкостью, чтобы он мог в ней храниться, и не должен соприкасаться с этой емкостью, поскольку он её просто-напросто растворит.
РЕШЕНИЕ:
"...И вот «Пионерская правда» предложила эту задачу школьникам 5-7-х классов. Редакция дала мне возможность познакомиться с полученными ответами. Из 3000 участвовавших в конкурсе пионерских отрядов более 2500 справились с задачей, ошеломившей Эдисона.
Вот некоторые ответы: «Хранить растворитель надо при низкой температуре, в замороженном виде» (6-й класс); «Надо хранить растворитель в твердом виде» (6-й класс); «Растворитель будет проводником, поэтому его можно хранить в электромагнитном поле, как плазму» (7-й класс)…"
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Прием «изменение агрегатного состояния» (?)
Использование полей (?)
КОММЕНТАРИЙ:
«…Полвека назад идея сохранения универсального растворителя в другом агрегатном состоянии, в химически связанном виде или в электромагнитном поле была бы шедевром изобретательского творчества. Сейчас такими приемами уверенно владеют школьники…»
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в химии
Томас Алва Эдисон
Комментариев нет:
Отправить комментарий