суббота, 30 октября 2010 г.

Карточка №134 «Бунт на корабле»

ИСТОЧНИК:
Камин А., Камин Д., Ильченко В., «Интеллектуальное айкидо»
Злотин Б.Л., Зусман А.В. Модели для творца. – Журнал «ТРИЗ» - №1, 1993.

СИТУАЦИЯ:
Во время гражданской войны Англия начала интервенцию против России, и в Одесский порт вошла английская эскадра. Местным большевикам удалось сагитировать матросов, чтобы они подняли на кораблях бунт. Командование эскадры узнало о готовящемся бунте в последнюю ночь. Что бы вы предприняли на месте командования? Большинство участников, а, главное, зачинщики мятежа, вам неизвестны.

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Мятежники должны быть на кораблях… и их не должно быть на кораблях.

РЕШЕНИЕ:
Представьте себя на месте командования. Логично предположить, что на каждом корабле сложился определенный порядок: есть группа мятежников, и в каждой группе – главарь. Как только он подаст сигнал – всё, сушите весла! Убрать каждого главаря напрямую мы не можем. Для того, чтобы мятежники не устроили беспорядок, надо расстроить порядок среди мятежников.

Всю ночь командование мятежников занималось «перетасовкой». Матросов небольшими партиями отправляли с корабля на корабль. К утру команда каждого корабля представляла собой «сборную солянку» с разных кораблей. Мятеж не состоялся. Главари не рискнули командовать незнакомыми матросами, а если бы и рискнули, те вряд ли рискнули бы подчиниться. После этого эскадра покинула Одессу и направилась в Англию, не решив задач интервенции, но и не потеряв ни одного корабля.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Прием «дробление»
Прием «объединение»

КОММЕНТАРИЙ:
«Разделяй и властвуй» - принцип, издавна известный в политике.

КАТЕГОРИЯ:    
ТРИЗ в управлении
ТРИЗ в политике

Комментариев нет:

Отправить комментарий